О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
19.07.2014

Оптимальная организационная структура предприятия

Интернет-проект "Корпоративный менеджмент (Энциклопедия управления) CFIN.ru"
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов 


Создать оптимальную структуру предприятия – это значит оптимальную создать систему структурных подразделений, эффективную систему разделения труда по этим подразделениям и систему координации деятельности. В предприятиях численностью более 15-20 человек – это иерархическая система.

Уже никто не спорит с тем, что «стратегия определяет структуру» и оптимальная организационная структура предприятия – это структура, которая обеспечивает наиболее эффективную реализацию стратегии. В свою очередь стратегия базируется на «дереве целей», которое исходит от социально-экономической цели предприятия и задает частные цели всем структурным подразделениям.

Таким образом, если мы построим «дерево целей», то одновременно мы определим и оптимальную организационную структуру предприятия.

Основы создания такого дерева кратко описано в статье «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы» [1]. В этой статье приведены следующие уровни дерева целей и стратегий:
  1.  Стратегия общего целеполагания. Социально-экономические цели на ближнюю и дальнюю перспективу.
  2. Общая стратегия. Социально-экономические цели по направлениям деятельности. Баланс производства, исследований, развития и других возможных направлений.
  3. Предметная стратегия (определение предметов деятельности)
  4. Техническая стратегия (определение каждого предмета деятельности)
  5. Производство и реализация (внедрение) каждого предмета деятельности – тактика
Стратегия и структура строятся сверху вниз. Исходная цель – это, как отмечалось, социально-экономические цели на ближнюю и дальнюю перспективу. И это цели уровня собственника и руководителя предприятия. Исходя из которых руководитель предприятия и должен определить социально-экономические цели по направлениям деятельности, и, конечно, вначале определить эти направления. Понятно, что определить их можно по-разному, в зависимости от компетенций и личных привязанностей.

Какие направления деятельности может устанавливать руководитель. Это, во первых, управленческие и вспомогательные (бухгалтерия, АХО, ИТ, планово-диспетчерские, и т.д.), здесь мы не будем на них останавливаться, хотя понятно, что они имеют свои частные цели и свою организационную структуру.

Один из вариантов целей верхнего уровня (топ-менеджеров) – это, например, выявление требование рынка, разработка новой конкурентоспособной продукции, ее производства с малыми издержками, реализации продукции, и соответственно создается линейная организационная структура с формированием структурных подразделений по функциональному признаку (рис. 1, эти подразделения на всех рисунках выделены желтым цветом).

Однако сразу отметим, что сами маркетинг, разработка, производство, реализация – это не цели, это функции. Цель, к примеру, подразделения разработки – это проекты по новой продукции - разработка документации на продукцию, и не просто документация, документацию на продукцию, которая будет потребляться в заданных объемах в течение заданного жизненного цикла продукции и приносить предприятию заданный конечный социально-экономический эффект. И оценивается достижение цели подразделения разработки именно полученным эффектом от каждого проекта, а не числом человеко-часов затраченных на проект или числом выпущенных форматок документации. Если такая цель будет сформулирована, а ее достижение будет контролироваться и оцениваться, то подразделение будет работать эффективно, будет координировать свою деятельность и с другими подразделениями, влияющими на конечный результат. Только так можно выделить каждому подразделению требуемые ресурсы и получить эффективную структуру.

В случае линейной организационной структуры с формированием подразделений по функциональному признаку отмеченные подразделения работают по принципу конвейера, но, в отличие от жестко регламентированного конвейера сборочного цеха, при передаче промежуточных результатов между подразделениями возникают многочисленные нестыковки, непонятно на ком ответственность за конечный результат. При такой постановке целей руководитель предприятия должен иметь достаточные компетенции для решения вопросов между маркетингом, разработчиками, производством и реализацией.

Рисунок 1. Линейная организационная структура с формированием структурных подразделений по функциональному признаку

                 
            
Цель: Оптимальное соотношение цена-качество продукции продукции
Политики достижения цели: совместная специализация и универсализация
Организационная структура: матричная организационная структура
Возможные проблемы: сложность организации двойного управления


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Оптимальная организационная структура предприятия"Стр. <<   1 2

15.06.2016 14:31  Б.А.

Специфика управления изменениями организационной структуры предприятия

15.06.2016 15:29  Moderator

Специфика в управлении изменениями организационной структуры предприятия заключается в том, что они означают изменение статуса, полномочий, перспектив, загрузки, а в ряде случаев и зарплаты. Так что любое решение об изменении организационной структуры анализируется сотрудниками с их личных позиций и вызывает сопротивление у тех, кто предвидит отрицательные для себя моменты, и даже у тех, кого эти изменения прямо не затрагивают, они их все равно побаиваются (И. Ансофф). Соответственно формируется организованная группа противников изменений.

Отсюда, для проведения организационных изменений руководство во-первых, должно планировать их так, что бы отрицательные моменты были бы минимальны (но все равно всем не угодишь). Во-вторых, провести с коллективом разъяснительную работу о необходимости и положительных для коллектива результатах организационных изменений. Сформировать группу сторонников изменений.

И, когда группа сторонников изменений будет существенно больше, чем противников изменений, необходимо твердо и решительно начать проведение изменений. Только тогда требуемые изменения будут проведены быстро и с минимальными потерями.


06.10.2016 22:25  Марина

Факторы, определяющие эффективность организационной структуры?

07.10.2016 9:43  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Марина, можно отметить следующие факторы организационной структуры предприятия, определяющие его эффективность:
  • Конкретный вид организационной структуры определен исходя из стратегии предприятия.
  • Диапазон управления 7-11 непосредственно подчиненных руководителей, на самом нижнем уровне иерархии - 7-20 сотрудников (в зависимости от степени интеллектуальности их деятельности).
  • Минимальное число уровней иерархии.
  • Горизонтальные связи координации.


17.01.2017 17:07  Ирина

Зам директора это линейный или функциональный руководитель?

17.01.2017 18:15  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Это зависит от функций зам. директора. Если это зам. директора по производству, то он руководит производством и это линейный руководитель. Если это зам. директора по кадрам, то он работает со всеми подразделениями и это функциональный руководитель.

17.04.2018 19:37  Валерия

Как определить тип организационной структуры на предприятии?

17.04.2018 21:32  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Для того, чтобы определить тип организационной структуры на предприятии, необходимо изобразить на листе бумаги руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, и связи между ними. Если при этом получится сложная картина, и организационную структуру трудно идентифицировать, значит структура вашего предприятия требует оптимизации.

04.02.2020 15:20  Влад

Как разработать структуру компании 350 человек?

04.02.2020 17:34  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Если говорить об организационной структуре "как есть", то формально она соответствует штатному расписанию предприятия. Но ее можно уточнить определяя, начиная с генерального директора, все связи подчинения: кто подчиняется генеральному директору (топ-менеджеры), кто подчиняется топ-менеджерам, и так до рядовых сотрудников. Здесь возможны две проблем: во-первых, должно быть единовластие: у каждого должен быть только один руководитель. Во-вторых, в матричных структурах все же имеется двоевластие: административный руководитель и технический руководитель. Их полномочия должны быть разделены и формализованы. В-третьих, есть рекомендательные (необязательные) организационные связи, которые в организационной структуре рисуются штриховыми линиями.
Если же требуется разработка оргструктуры "как должно быть", то это намного более сложный вопрос и дать ответ на него в кратком посте невозможно. В зависимости от специфики предприятия она может быть самой различной.

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Оптимальная организационная структура предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020