Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Цель предприятия, организация и управление. 3.4. Экономическая система

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №5 2015 г.
3.4. Экономическая система

В экономической системе внутренний производитель реализует продукцию внутреннему потребителю по внутренним трансфертным ценам, результат производителя – оценка и оплата, проведенная потребителем (уменьшается при возвратах) за вычетом издержек (калькулируется системой управленческого учета). Основа управления – самоорганизация, самоконтроль и самоуправление на получение максимального личного результата, соответствующего результату предприятия. 

На уровне сотрудников вознаграждение должно определяется совместно с заданием – сотрудник должен иметь и предвидение результата, и вознаграждения - иметь внутренний осознанный мотив-цель [7]. Человек, как отмечалось, направляет свои усилия не на сам результат, а на то, что оценивается и вознаграждается. При этом человек учится, как можно завышать оценку (например, приписки) и достигать ее минимальными усилиями (например, снижая качество). И это возможно исключить только в одном единственном случае, когда оценку результата дает потребитель. Преимущества таких экономических методов показал еще Фредерик Тейлор [14].
Трансфертная цена на уровне подразделений, а желательно и вознаграждение сотрудников, может быть определена, например, как согласованная часть стоимости конечного продукта распределенной на все его компоненты (внутренние продукты). После приемки потребитель оплачивает принятую продукцию (не соответствующую требованиям - возвращает). Далее, в случае обнаружения скрытого брака, производитель или устраняет его, или возвращает стоимость продукции. 

Достижение цели осуществляется экономическими методами: результат подразделения и сотрудника напрямую связан с оценкой и приемкой его продукта потребителем, без ограничений сверху.

Примерно такая система оплаты была сформулирована еще Чарльзом Бэббиджем (1791-1871), который отмечал ее как гармонизирующую интересы рабочих и предпринимателей, которые не будут различаться, если доля заработной платы будет зависеть от прибыли предприятия, а также если рабочий будет получать максимальную долю прибыли от применения любого усовершенствования, которое он придумал. При этом, как он отмечал: (1) каждый рабочий непосредственно заинтересован в процветании фирмы, (2) работник стимулируется на сокращение потерь и устранение ошибок в менеджменте, (3) улучшается деятельность всех подразделений организации и (4) только рабочие с высокой квалификацией и моралью “выживают” в такой системе [16].

Каждый сотрудник должен понимать что ему выгодно не просто «хорошо работать», а осознавать, что он повышает свои личные результаты:
  • повышая качество и объем производимой продукции и снижая издержки производства;
  • повышая свой профессиональный уровень, свои компетенции и навыки; 
  • совершенствуя организацию своей деятельности и своих подчиненных, совершенствуя управление подчиненными и производственным оборудованием, совершенствуя продукцию и организацию деятельности предприятия. 
Экономическое управление достаточно сложно, оно требует установки трансфертных цен, прослеживаемости (в т.ч. и предложений по совершенствованию продукции и организации, по которым предприятие ставит новые цели), но обеспечивает надежную обратную связь, самоорганизацию и самоуправление, высокую эффективность деятельности. Производитель непосредственно мотивирован на выпуск продукции и получение максимального результата от ее реализации. Также как и собственник. 

Основой таких трансфертных цен, и базой по управлению их достижением, может являться «дерево целей», на каждой ветви которого должны быть:
  • сама цель (предвидимый результат);
  • срок достижения цели;
  • задействованные подразделения (сотрудники);
  • ресурсы, выделенные для достижения цели (полный перечень);
  • достигнутая цель (достигнутый результат);
  • фактический срок достижения цели;
  • фактические исполнители - подразделения (сотрудники);
  • фактические ресурсы, затраченные на достижение цели (полный перечень);
Такое дерево, воплощенное в автоматизированной системе управленческого учета позволяет иметь полный объем информации как о планах деятельности, так и о трансфертных ценах, о ходе реализации планов. Оно и является основой системы мониторинга, поддержки принятия управленческих решений, системы мотивации.
Потребителем при экономической системе является следующее по бизнес-процессу подразделение (или руководитель), а результат реализации оценивает потребитель, а вознаграждение калькулируется системой управленческого учета. 

Основные выводы:
Экономическая система направляет основные усилия человека на то, что оценивается и вознаграждается, главное, чтобы оценивался и вознаграждался именно тот результат, который и требуется получить предприятию, только тогда эта система эффективна.

3.3. Административная система <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 3.5. Социальная система
__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025