О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
19.07.2014

Оптимальная организационная структура предприятия

Интернет-проект "Корпоративный менеджмент (Энциклопедия управления) CFIN.ru"
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов 


Создать оптимальную структуру предприятия – это значит оптимальную создать систему структурных подразделений, эффективную систему разделения труда по этим подразделениям и систему координации деятельности. В предприятиях численностью более 15-20 человек – это иерархическая система.

Уже никто не спорит с тем, что «стратегия определяет структуру» и оптимальная организационная структура предприятия – это структура, которая обеспечивает наиболее эффективную реализацию стратегии. В свою очередь стратегия базируется на «дереве целей», которое исходит от социально-экономической цели предприятия и задает частные цели всем структурным подразделениям.

Таким образом, если мы построим «дерево целей», то одновременно мы определим и оптимальную организационную структуру предприятия.

Основы создания такого дерева кратко описано в статье «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы» [1]. В этой статье приведены следующие уровни дерева целей и стратегий:
  1.  Стратегия общего целеполагания. Социально-экономические цели на ближнюю и дальнюю перспективу.
  2. Общая стратегия. Социально-экономические цели по направлениям деятельности. Баланс производства, исследований, развития и других возможных направлений.
  3. Предметная стратегия (определение предметов деятельности)
  4. Техническая стратегия (определение каждого предмета деятельности)
  5. Производство и реализация (внедрение) каждого предмета деятельности – тактика
Стратегия и структура строятся сверху вниз. Исходная цель – это, как отмечалось, социально-экономические цели на ближнюю и дальнюю перспективу. И это цели уровня собственника и руководителя предприятия. Исходя из которых руководитель предприятия и должен определить социально-экономические цели по направлениям деятельности, и, конечно, вначале определить эти направления. Понятно, что определить их можно по-разному, в зависимости от компетенций и личных привязанностей.

Какие направления деятельности может устанавливать руководитель. Это, во первых, управленческие и вспомогательные (бухгалтерия, АХО, ИТ, планово-диспетчерские, и т.д.), здесь мы не будем на них останавливаться, хотя понятно, что они имеют свои частные цели и свою организационную структуру.

Один из вариантов целей верхнего уровня (топ-менеджеров) – это, например, выявление требование рынка, разработка новой конкурентоспособной продукции, ее производства с малыми издержками, реализации продукции, и соответственно создается линейная организационная структура с формированием структурных подразделений по функциональному признаку (рис. 1, эти подразделения на всех рисунках выделены желтым цветом).

Однако сразу отметим, что сами маркетинг, разработка, производство, реализация – это не цели, это функции. Цель, к примеру, подразделения разработки – это проекты по новой продукции - разработка документации на продукцию, и не просто документация, документацию на продукцию, которая будет потребляться в заданных объемах в течение заданного жизненного цикла продукции и приносить предприятию заданный конечный социально-экономический эффект. И оценивается достижение цели подразделения разработки именно полученным эффектом от каждого проекта, а не числом человеко-часов затраченных на проект или числом выпущенных форматок документации. Если такая цель будет сформулирована, а ее достижение будет контролироваться и оцениваться, то подразделение будет работать эффективно, будет координировать свою деятельность и с другими подразделениями, влияющими на конечный результат. Только так можно выделить каждому подразделению требуемые ресурсы и получить эффективную структуру.

В случае линейной организационной структуры с формированием подразделений по функциональному признаку отмеченные подразделения работают по принципу конвейера, но, в отличие от жестко регламентированного конвейера сборочного цеха, при передаче промежуточных результатов между подразделениями возникают многочисленные нестыковки, непонятно на ком ответственность за конечный результат. При такой постановке целей руководитель предприятия должен иметь достаточные компетенции для решения вопросов между маркетингом, разработчиками, производством и реализацией.

Рисунок 1. Линейная организационная структура с формированием структурных подразделений по функциональному признаку

                 
            
Цель: Оптимальное соотношение цена-качество продукции продукции
Политики достижения цели: совместная специализация и универсализация
Организационная структура: матричная организационная структура
Возможные проблемы: сложность организации двойного управления


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Оптимальная организационная структура предприятия"

Стр. <<   1 2

15.06.2016 14:31  Б.А.

Специфика управления изменениями организационной структуры предприятия

15.06.2016 15:29  Moderator

Специфика в управлении изменениями организационной структуры предприятия заключается в том, что они означают изменение статуса, полномочий, перспектив, загрузки, а в ряде случаев и зарплаты. Так что любое решение об изменении организационной структуры анализируется сотрудниками с их личных позиций и вызывает сопротивление у тех, кто предвидит отрицательные для себя моменты, и даже у тех, кого эти изменения прямо не затрагивают, они их все равно побаиваются (И. Ансофф). Соответственно формируется организованная группа противников изменений.

Отсюда, для проведения организационных изменений руководство во-первых, должно планировать их так, что бы отрицательные моменты были бы минимальны (но все равно всем не угодишь). Во-вторых, провести с коллективом разъяснительную работу о необходимости и положительных для коллектива результатах организационных изменений. Сформировать группу сторонников изменений.

И, когда группа сторонников изменений будет существенно больше, чем противников изменений, необходимо твердо и решительно начать проведение изменений. Только тогда требуемые изменения будут проведены быстро и с минимальными потерями.


06.10.2016 22:25  Марина

Факторы, определяющие эффективность организационной структуры?

07.10.2016 9:43  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Марина, можно отметить следующие факторы организационной структуры предприятия, определяющие его эффективность:
  • Конкретный вид организационной структуры определен исходя из стратегии предприятия.
  • Диапазон управления 7-11 непосредственно подчиненных руководителей, на самом нижнем уровне иерархии - 7-20 сотрудников (в зависимости от степени интеллектуальности их деятельности).
  • Минимальное число уровней иерархии.
  • Горизонтальные связи координации.


17.01.2017 17:07  Ирина

Зам директора это линейный или функциональный руководитель?

17.01.2017 18:15  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Это зависит от функций зам. директора. Если это зам. директора по производству, то он руководит производством и это линейный руководитель. Если это зам. директора по кадрам, то он работает со всеми подразделениями и это функциональный руководитель.

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Оптимальная организационная структура предприятия", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Оргструктуры"

Здравствуйте, какая система может применяться для компании-автопроизводителя?


06.01.2018 13:16   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Дивизиональные (дивизионные) организационные структуры управления предприятия

Автопроизводители - это крупные компании, в которых линейная организационная структура в чистом виде практически неприменима. Если компания не крупная и выпускает только один вид продукции, то это, наиболее вероятно, - линейно-функциональная организационная структура. Если компания выпускает несколько видов продукции, то это, наиболее вероятно, - дивизиональная структура: каждый вид продукции выпускает отдельный дивизион.
Возможно и применение элементов матричных структур, так, например, подразделение разработчик может иметь определенные функции по управлению технологическими и производственными подразделениями.
В целом, для крупных компаний характрно смешение нескольких организационных структур - применение так называемых конгломератных (смешанных) структур.



Наши новые статьи

02.12.2017 Консалтинговый договор
Услуги управленческого консалтинга отличаются от всех остальных услуг тем, что не существует никаких формальных документов, определяющих предмет управленческого консалтинга, его результат. Причем никакой гарантии того, ... далее

18.09.2017 Полная модель управления организацией Менеджмент сегодня, №2, 2017
В статье проведен анализ известных моделей управления организацией и описана практическая полная модель, включающая повседневную деятельность с постоянным совершенствованием, управление изменениями в организации, ... далее

30.08.2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации Менеджмент сегодня, №3, 2017
В статье раскрывается структура управления организацией, охватывающая систему постановки целей развития и производства, а также системы стратегического управления революционным развитием организации и классического ... далее

16.06.2017 Разработка стратегии развития предприятия
Разработка любой стратегии отталкивается от поставленной цели: нет цели – не может быть и стратегии ее достижения, не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения результатов деятельности ... далее

13.06.2017 Человеческий фактор в управлении организацией
Человеческий фактор обусловлен тем, что человек приходит в организацию не для достижения целей организации, а для достижения своих личных целей. Приходит только потому, что коллективный труд более эффективен с точки ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru