О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(185)Гайд по организации и управлению предприятием

Построение современной компании как экономической организации

04.03.2006
 
Существует много определений организации, наиболее точным, по нашему мнению, является следующее:

“Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей” (Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.).

Основные принципы организации, которые можно вывести из данного определения это:

  • Коллективный характер труда
  • Наличие общих целей
  • Наличие сознательной координации

К данным трем принципам необходимо добавить еще два принципа введенных А. Файолем:

  • Принцип единоначалия.
  • Принцип единства руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);

Все эти фундаментальные принципы были заложены достаточно давно, но актуальны и по сей день. Современные же тенденции в построении экономической организации, вытекающие из современного динамичного рынка и диктата потребителя это:

  • Применение процессного подхода.
  • Смещение центра тяжести с административных форм управления на экономические.
  • Широкое делегирование полномочий.

По нашему мнению основными вопросами построения экономических организаций (компаний) в современных условиях являются следующие:

  1. Определение границ бизнес-процессов компании и иерархии бизнес-процессов;
  2. Определение границ структурных подразделений компании и их административной подчиненности;
  3. Определение финансовой структуры компании.
  4. Определение полномочий структурных подразделений компании и их статуса, в том числе и юридического.

Причем, сразу можно сказать, что в наилучшем варианте границы бизнес-процессов, границы структурных подразделений и финансовые границы совпадают. Т.е. требуется определить внутреннюю организацию компании исходя из бизнес-процессов, требований к организационной структуре, финансовой структуре и определить статус структурных подразделений.

Остановимся подробнее на этих четырех вопросах теории организации.

Границы пяти самых важных бизнес-процессов производственной компании известны и расхождения могут быть только в формулировках и агрегатировании это:

  • Маркетинг;
  • Создание новой продукции;
  • Материально техническое обеспечение;
  • Производство;
  • Реализация.

При этом другие типы компаний (торговые, финансовые и т.д. могут иметь только некоторые их этих бизнес-процессов).

Но все бизнес-процессы второго и нижних уровней специфичны и оригинальны практически для всех компаний. И дальнейшая декомпозиция бизнес-процессов может строиться только с учетом специфики компании и самых общих принципов.

1. Определение границ бизнес-процессов компании и иерархии бизнес-процессов

Если исходить только из теории описания бизнес-процессов, то каждый из бизнес-процессов верхнего уровня надо разбить на 3-7 бизнесов-процессов нижнего уровня. И этот процесс продолжать до тех пор, пока бизнес-процессы нижнего уровня будут добавлять ценность для потребителя. При данном подходе нет и намека на организационную структуру компании. И мало вероятно, что, сформировав такую структуру (под каждый полученный декомпозицией бизнес-процесс), мы получим хорошую организационную структуру. Даже если учесть, что при таком подходе каждое структурное подразделение автоматически будет иметь четкую цель –выполнение своего бизнес-процесса.

2. Определение границ структурных подразделений компании и их административной подчиненности

Очевидно, что при каждой декомпозиции бизнес-процесса необходимо одновременно анализировать и организационную структуру для его реализации, оптимизировать каждый бизнес-процесс нижнего уровня с точки зрения оптимальной организационной структуры необходимой для его выполнения, при необходимости агрегатировать или наоборот, разделять бизнес-процессы.   

Если мы согласуем вопросы бизнес-процессов и реализующих их структурных подразделений, определим все цели, то останется открытым вопрос финансирования работ. Исходя из чего определять бюджеты работ, на чем строить мотивацию структурных подразделений (как экономическое средство их координации)?

3. Определение финансовой структуры компании

Другими словами, сможем ли мы найти адекватные трансфертные цены результатов работы структурных подразделений (выходов их бизнес-процессов).

Таким образом, дополнительно необходимо, чтобы при декомпозиции бизнес-процессов на их выход накладывалось требование создания законченного продукта (полуфабриката) для которого можно определить трансфертную цену, и не только по затратам, а и по аналогам рынка.

Вроде все. Мы нашли оптимальную структуру компании, согласовав бизнес-процессы, организационную и финансовую структуру. Нарисовали квадратики. Но как эта структура будет работать?

4. Определение статуса структурных подразделений компании и юридической структуры компании

Мы подошли к вопросу статуса структурных подразделений компании.

Возможны несколько вариантов статуса структурного подразделения компании (в широком смысле этого слова):

  1. Прямое административное подчинение (линейная структура)
  2. Прямое административное подчинение с самостоятельным бюджетом (в рамках линейной структуры)
  3. Делегирование части полномочий (дивизиональная структура)
  4. Полный хозрасчет структурного подразделения (система Business Unit Management - BUM)
  5. Выделение юридического лица (холдинг)
  6. Самостоятельная компания (единственные возможности управления - через рынок и акционеров)

Мы не затронули элементов различных матричных, проектных и других организационных структур, и сделали это не случайно. С учетом принятого принципа единоначалия и ориентацией на экономические методы управления все эти структуры укладываются в приведенную выше систему. Например, структурное подразделение выполняет бизнес-процесс создания нового продукта. При этом все его сотрудники подчиняются только линейному руководителю, а руководитель проекта является Заказчиком, источником финансирования и приемщиком работы. Т.е. вторая линия управления (через руководителя проекта) осуществляется только экономическими методами.

Приведенная система в принципе является системой с горизонтальными связями.

Два крайних полюса статуса приведенных выше структурных подразделений –это линейно подчиненное структурное подразделение и самостоятельная компания.

Первая –это наиболее стабильная система, но и наименее динамичная и адаптивная (адаптация по приказу и регламенту сверху). Последняя –наименее стабильная (управляемая), но наиболее динамичная и адаптивная (адаптация - это внутреннее условие выживаемости).

Следующий вопрос, какому структурному подразделению придать какой статус.

Основной ответ заложен в статусе выходного продукта структурного подразделения.

  • Если это полуфабрикат, не имеющий аналогов на рынке и самостоятельной ценности –прямое административное подчинение,
  • Если это полуфабрикат, имеющий аналоги на рынке, но не имеющий ценности на рынке –прямое административное подчинение с самостоятельным бюджетом
  • Если это полуфабрикат или готовый продукт, имеющий ценность на рынке –дивизиональная структура или BUM.
  • Если это полуфабрикат или готовый продукт со сложным производством, имеющий ценность на рынке –Выделение юридического лица.
  • Если это самостоятельный продукт со сложным независимым производством, имеющий ценность на рынке –Самостоятельная компания.

Разделение приведено условно, возможно смещение как вверх, так и вниз в зависимости от конкретных условий, положения на рынке, объема производства. При этом, естественно, необходимо учитывать и иерархию структурных подразделений.

Таким образом, применение комплексного процессного, структурного, финансового подхода позволяет построить оптимальную структуру компании, определив границы и статус всех структурных подразделений компании исходя из протекающих в них бизнес-процессов и их результатов.

При этом мы не выбираем и не задаем заранее структуру компании (линейно-функциональная, матричная и т.д.), она вытекает из номенклатуры, подчиненности и статуса полученных структурных подразделений.
 
Вы также можете посмотреть новые статьи 2010 года по организационным структурам:
Экономическая эффективность предприятия и его организационная структура
Линейная организационная структура управления
Линейно - штабная организационная структура компании
Линейно-функциональная организационная структура управления
Матричные (функциональные, проектные–, бригадные) организационные структуры
Дивизиональные (дивизионные) структуры управления компанией

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение современной компании как экономической организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
Назовите основные критерии эффективности маркетинга по Друкеру


17.05.2022 15:33   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: 1. Что такое бизнес по Питеру Друкеру (Практика менеджмента)

На наш взгляд говорить об эффективности маркетинга невозможно: можно говорить лишь об эффективности предприятия. И "эффективность маркетинга", "эффективность создания новой продукции", "эффективность производства", "эффективность реализации", и т. д. не являются самостоятельными составляющими эффективности предприятия. Любое такое разделение будет субъективно, будет определяться теми, кто будет осуществлять такое разделение. А если лишь она, пусть самая малая, составляющая эффективности будет мала, будет неэффективным все предприятие, при самой высокой эффективности всех остальных.



Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022