О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
03.02.2006

Описание бизнес-процессов

Отдельные бизнес-процессы компании объединяют персонал, документы, материалы и оборудование, результаты труда, при выполнении каждой элементарной операции начиная с самого нижнего уровня. Все отдельные бизнес-процессы иерархически объединяются в единый бизнес-процесс верхнего уровня – бизнес-процесс функционирования компании в целом.

Такой подход позволяет полностью интегрировать производственные системы и системы корпоративного управления, автоматизировать их исполнение и контроль с помощью автоматизированной системы управления предприятием (АСУП) или, как ее в последнее время называют – корпоративной информационной системы (КИС).

Как непосредственно видно, успех такой системы базируется на качественном описании бизнес-процессов.

Имеются два основных пути описания бизнес-процессов:

  1. Описание бизнес-процесса (как правило, текстовое) создаётся его владельцем (с участием аналитиков, консультантов)
  2. Описание бизнес-процесса создаётся аналитиком, изучившим процесс (с участием его владельца)

В обоих подходах имеются подводные камни.

Если бизнес-процесс описывает его владелец (в компаниях с бюрократической структурой – руководитель подразделения), то это описание бизнес-процессов "как есть" (as is), и мы сразу во многом отсекаем возможности дальнейшей оптимизации бизнес-процессов.

Если бизнес-процесс описывает аналитик, то это, как правило, описание процессов "как должно быть" (to be), но это описание будет малопонятно сотрудникам компании, что может привести к недостаточно четкой и полной трактовке бизнес-процессов компании.

Напрашивается очевидный вывод, что описание бизнес-процессов должно проводиться единой командой аналитиков, освоивших бизнес компании, и работников компании, освоивших нотации описания бизнес-процессов. Если ставится цель автоматизации бизнес-процессов в команде обязательно участие разработчиков АСУП.

Но кто является главным в данной команде, аналитик или работник компании? Ответ зависит от того, что хочет компания. Если она хочет наименьшими силами автоматизировать работу компании или получить сертификат ИСО 9000 – то работник компании. Если она хочет добиться наибольшей эффективности работы компании – то аналитик.

Вторая опасность заключается в том, что, составив качественное (на взгляд создателей) описание бизнес-процессов и внедрив его, можно получить совсем не тот результат: на деле бизнес-процесс будет выполняться по другому, или он просто не сможет выполняться так, как описано.

Здесь можно отметить следующие причины.

  1. Абстракции простого естественного языка и абстракции языка описания бизнес-процессов различны. Кроме того, описание зависит от того, с какой стороны рассматривать бизнес-процесс.
  2. Даже один человек может видеть одно описание бизнес-процесса, а реально работать по другому. Не говоря уже о цепочке описание – автоматизация – исполнение, которая выполняется разными людьми, у каждого из которых свой «язык».
  3. Простое нежелание работников работать по-новому скрываемое множеством выдвигаемых «причин».

 Однозначного и полного рецепта в такой ситуации, к сожалению не существует. Описание бизнес-процессов это в какой-то мере искусство.

И третья опасность это использование готовых АСУП. При их использовании компания хочет или не хочет, все равно должна будет ориентироваться только на те бизнес-процессы, которые заложены в этой системе. Очевидный выход – использование заказных систем или корпоративных порталов.

Что нужно обязательно делать, это:

 Во первых, хорошо подготовить команду по описанию бизнес-процессов, сформировать определённый, достаточно строгий и одинаково понимаемый всеми членами команды, взгляд на то, что такое бизнес-процесс, из чего он состоит и каков его жизненный цикл; при планировании использования АСУП необходим ее выбор в процессе описания бизнес-процессов и их описание под конкретную выбранную систему, или ориентация на заказную систему.

И, во вторых, руководство компании, взяв курс на оптимизацию бизнес-процессов компании, должно твердо и решительно проводить его в жизнь. Если описание бизнес-процессов это задача создаваемой команды, то их внедрение – это задача высшего руководства компании. 

Для описания бизнес-процессов имеется целый ряд нотаций (которые рассмотрены в соответствующих разделах энциклопедии). Причем для описания разных уровней детализации бизнес-процессов может оказаться предпочтительным использовать разные нотации, что может позволить построить более качественную и удобную для анализа и использования модель бизнеса.

Наиболее простым и понятным, несомненно, является текстовое описание бизнес-процессов, которое могут составлять не только аналитики, но и сотрудники компании. Такое описание наиболее эффективно на нижних уровнях детальных бизнес-процессов.

Существуют различные табличные описания позволяющие лучше структурировать бизнес-процессы.

Описание в виде диаграмм более сложное, для работы с таким описанием требуется предварительная подготовка. Применение диаграмм наиболее эффективно на верхних уровнях бизнес-процессов.

Однако если ставится задача анализа и оптимизации бизнес-процессов, то их текстовое описание мало что даст. Необходимо применение специальных нотаций.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Описание бизнес-процессов", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
04.06.2020 20:03   Светлана   Статья: Жизненный цикл организации

Может ли жизненный цикл организации повлиять на изменение её организационной культуры?


04.06.2020 21:17   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Жизненный цикл организации

Дело в том, что, по большому счету, каждая стадия жизненного цикла организации - это определенное состояние ее культуры: действующих норм и принципов деятельности - института - правил игры (на каждой стадии они различны). Так что изменения стадий жизненного цикла организации является следствием изменения ее культуры.



Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020