Функционально-стоимостный анализ (ФСА) явно или неявно используют все компании, работающие на рынке, он выражает концепцию, наиболее полно удовлетворяющую принципам последней версии стандартов серии ИСО 9000. Основным критерием совершенства (конкурентоспособности) продукта с позиции ФСА является его потребительная стоимость, определяемая соотношением полезности (максимального удовлетворения различных потребностей клиентов) и себестоимости.
Основы ФСА были заложены в конце 50-х годов прошлого века в компании "Дженерал электрик" группой специалистов под руководством Лоуренса Д. Майлза и конструктором Пермского телефонного завода Юрием Михайловичем Соболевым.
За рубежом применяются следующие названия ФСА в зависимости от его использования:
- Value Analysis (стоимостный анализ);
- Value Engineering (стоимостное проектирование или стоимостный инжиниринг);
- Value Management (стоимостного менеджмента или управления стоимостью).
В России исторически используется название «Функционально-стоимостный анализ».
Функционально-стоимостный анализ –методология непрерывного совершенствования продукции, производственных технологий, организационных структур. Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат.
Сущность такого подхода — рассмотрение объекта не в его конкретной форме, а как совокупность функций (внешних проявлений свойств объекта), которые он должен выполнять. Каждая из них анализируется с позиции возможных принципов и способов исполнения с помощью совокупности специальных приемов. Оценка вариантов построения объекта производится по критерию, учитывающему степень выполнения и значимость функций, а также размер затрат, связанных с их реализацией на всех этапах жизненного цикла.
Функциональный подход заставляет не только изучать конкретные потребности заказчиков, но и глубже анализировать количественную и качественную стороны этих потребностей, перестраивать под них производство.
Методология ФСА включает:
- выявление потребностей потребителей,
- установление количественных показателей, описывающих эти требования,
- моделирование компании (как системы бизнес-процессов), моделирование затрат;
- оптимизацию бизнес-процессов, снижение затрат.
- непрерывное совершенствование компании в рамках системы менеджмента качества.
Рассматривая все характеристики продукции –затраты, качество, надёжность и т. п., ФСА за счет количественных показателей соизмеряет их влияние на потребительную стоимость продукции и определяет оптимальный набор характеристик, имеющий наибольшую эффективность и конкурентоспособность продукции. В этом принципиальное отличие ФСА от традиционных методов снижения издержек. Это подход, направленный на оптимизацию затрат жизненного цикла проекта продукции и более эффективное использование ресурсов, увеличение прибылей, повышение качества, увеличение доли рынка.
Функционально-стоимостный анализ это не только методология анализа и оптимизации бизнеса, это и стиль управления, основанный на мотивации сотрудников, делегировании им полномочий, на системе постоянного улучшения, и имеющий целью максимальную эффективность и конкурентоспособность компании.
Практическое использование функционально-стоимостного анализа затруднено отсутствием или сложностью получения данных о
количественных показателях продукции – качества, надёжности и т. п. Здесь, как и во многих других теориях менеджмента, определение этих характеристик зависит от личных способностей аналитика, соответственно сколько людей будет проводить ФСА, столько и будет разных результатов. Функционально-стоимостный анализ дает хороший подход к решению проблемы, но не дает однозначного пути ее решения.