Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Иерархическая (бюрократическая) организационная структура компании15.01.2006
Первоначальные принципы управления были сформулированы специалистами по управлению Ф. Тейлором, Ф. и Л. Гилбертамми, Г. Гаттом, Г. Фордом, Х. Эмерсоном и др. (Школа научного управления) еще в конце XIX - начале XX века:
- Наличие ясной цели деятельности;
- Распределение труда в соответствии с целью деятельности;
- Квалифицированные кадры, авторитетное и компетентное руководство;
- Централизация и внутренняя иерархия
- Единоначалие
- Разработка оптимальных методов выполнения работы;
- Абсолютное следование стандартам и правилам;
- Жесткая внутренняя дисциплина
- Оплата по результатам труда;
- Анализ работы предприятия и контроль;
- Нормальные условия работы, поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами.
Английский теоретик менеджмента Р. Фелк называет следующие основные принципы рациональной организации.
- Четкое определение и разграничение административные обязанностей.
- Наличие у каждого подразделения одной основной обязанности.
- Каждое подразделение представлять собой организационное целое, руководимое одним управляющим.
- Число сотрудников, подчиненных одному управляющим, должно составлять от 5 до 8 человек.
- Второстепенные обязанности должны соответствовать тем возможностям, которыми обладают кадры, они должны быть четко определены.
- Необходимо проводить различие между непосредственными и функциональными обязанностями, причем следует ясно изложить методы коммуникации для функциональных специалистов.
- Оперативная ответственность должна быть в максимальной степени децентрализована
- Должен обеспечиваться административный контроль.
Наиболее полную формулировку принципов организационного строения дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
- Иерархичность уровней управления, котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
- Соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
- Четкое разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
- Формализация и стандартизации деятельности, обеспечивающая однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
- Формальная обезличенность выполнения работникам и своих функций;
- Строгий квалификационный отбор, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Доминанту бюрократии Вебер зафиксировал предельно четко: бюрократическая организация –наиболее рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе. Основа ее рациональности состоит в обезличенности функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей. Он предполагал, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.
Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической, или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура) которая доминировала в первой половине 20-го века и в настоящее время большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений.
Преимущества этой системы проявляются в условиях устойчивой, мало изменяющейся, внешней среды (предприятия в странах плановой экономики, а также предприятия бюджетной сферы в странах рыночной экономики).
- Четкая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях;
- Четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность;
- Быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих.
В условиях быстро изменяющейся внешней среды такая бюрократическая структура демонстрирует отсутствие гибкости, поскольку работники в своих действиях ориентированы на правила и процедуры, а не на потребности конкретных клиентов, возникают проблемы с выполнением запросов других подразделений этой организации, а также при взаимодействии с клиентами и общественностью.
Эта структура проявляет неспособность к внедрению новшеств, в ней отсутствует достаточная мотивация сотрудников. Длинная цепочка принятия решений, консервативность стандартов и процедур, обезличенность, формализованность управления делают эти структуры малопригодными в динамичных рыночных условиях.
К бюрократическим организационным структурам относятся:
Линейная организационная структура управления
Линейно - штабная организационная структура компании
Линейно-функциональная организационная структура управления
Дивизиональные (дивизионные) структуры управления компанией
Вы также можете посмотреть новые статьи 2010 года по организационным структурам:
__________________ Версия для печати
Отзывы, комментарии и вопросы по статье: "Иерархическая (бюрократическая) организационная структура компании"
20.06.2017 14:59 Василий
Считаете ли вы, что рациональная бюрократия - это одно из самых важных и универсальных социальных изобретений цивилизации.
| 20.06.2017 16:04 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Мы считаем, что имеется два самых важных и универсальных социальных изобретения цивилизации. Это:
- рациональная организация, отражающая необходимые формальные положения эффективной деятельности предприятия,
- неформальная организация, организационная культура, определяющая реальную (а не формально предписанную) деятельность организации.
А задачей любого предприятия, которое стремится быть эффективным, - это создание такой организации, при которой рациональная бюрократия станет артефактом организационной культуры.
| 14.02.2019 20:40 Павел
Является ли обязательным чтобы бюрократическая организационная структура была иерархической?
| 14.02.2019 23:27 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имеется только одна организационная форма, в которой нет формальной иерархии - это малый кооператив, но и в нем может быть неформальный лидер. Но даже кооперативы численностью более 10-20 человек неизбежно приходят к иерархии - управлять деятельностью такого коллектива невозможно ни лидером одиночкой, ни собирая по каждому поводу общее собрание - вводятся формальные руководящие должности, формальная иерархия. Однако такие кооперативы ввиду внутренних противоречий редко оказываются жизнеспособными.
| 25.03.2020 21:16 Артем
Иерархическая организационная структура предприятия есть ли альтернатива?
| 26.03.2020 9:53 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Альтернатива есть только для самых малых предприятий, когда все предприятие – это одна группа, в которой имеются коммуникации "каждый с каждым". Причем на максимальный размер группы влияют и коммуникационные возможности человека, и доля участия члена группы в достигаемом ею результате, и возможности внутригруппового контроля (чем больше группа – тем больше вероятность появления "безбилетников" и ее неэффективности).
Аркадий Пригожин в своей книге "Развитие организации" оценивал оптимальный размер группы как 7-11 человек, и только в рабочих группах с достаточно простой деятельностью их размер может достигать 15-30 человек. Как отмечал Чарльз Барнард: "Мы утверждаем, таким образом, что исторически и в функциональном отношении все сложные организации созданы из подразделений и состоят из множества "рабочих" или "базовых" организационных подразделений, поверх которых наложены руководящие организационные подразделения, и что основные структурные особенности сложных организаций вытекают из того, что размер организационного подразделения ограничен требованиями к коммуникации" [Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации]. Не в состоянии один руководитель управлять даже небольшим предприятием - ему необходимы топ-менеджеры, а им руководители отделов, и т.д.
|
Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Иерархическая (бюрократическая) организационная структура компании", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
|
|