О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленное консультирование

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
15.01.2006

Иерархическая (бюрократическая) организационная структура компании

По ссылке Линейная организационная структура управления 
Вы можете посмотреть дополнительные материалы в новой (2010 г.) версии данной статьи

Первоначальные принципы управления были сформулированы специалистами по управлению Ф. Тейлором, Ф. и Л. Гилбертамми, Г. Гаттом, Г. Фордом, Х. Эмерсоном и др. (Школа научного управления) еще в конце XIX - начале XX века:
  • Наличие ясной цели деятельности;
  • Распределение труда в соответствии с целью деятельности;
  • Квалифицированные кадры, авторитетное и компетентное руководство;
  • Централизация и внутренняя иерархия
  • Единоначалие
  • Разработка оптимальных методов выполнения работы;
  • Абсолютное следование стандартам и правилам;
  • Жесткая внутренняя дисциплина
  • Оплата по результатам труда;
  • Анализ работы предприятия и контроль;
  • Нормальные условия работы, поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами.   

Английский теоретик менеджмента Р. Фелк называет следующие основные принципы рациональной организации.

  • Четкое определение и разграничение административные обязанностей.
  • Наличие у каждого подразделения одной основной обязанности.
  • Каждое подразделение представлять собой организационное целое, руководимое одним управляющим.
  • Число сотрудников, подчиненных одному управляющим, должно составлять от 5 до 8 человек.
  • Второстепенные обязанности должны соответствовать тем возможностям, которыми обладают кадры, они должны быть четко определены.
  • Необходимо проводить различие между непосредственными и функциональными обязанностями, причем следует ясно изложить методы коммуникации для функциональных специалистов.
  • Оперативная ответственность должна быть в максимальной степени децентрализована
  • Должен обеспечиваться административный контроль.
Наиболее полную формулировку принципов организационного строения дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
  • Иерархичность уровней управления, котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • Соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
  • Четкое разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
  • Формализация и стандартизации деятельности, обеспечивающая однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
  • Формальная обезличенность выполнения работникам и своих функций;
  • Строгий квалификационный отбор, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Доминанту бюрократии Вебер зафиксировал предельно четко: бюрократическая организация –наиболее рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе. Основа ее рациональности состоит в обезличенности функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей. Он предполагал, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.

Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической, или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура) которая доминировала в первой половине 20-го века и в настоящее время большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений.

Преимущества этой системы проявляются в условиях устойчивой, мало изменяющейся, внешней среды (предприятия в странах плановой экономики, а также предприятия бюджетной сферы в странах рыночной экономики). 

  • Четкая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях;
  • Четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность;
  • Быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих.

 В условиях быстро изменяющейся внешней среды такая бюрократическая структура демонстрирует отсутствие гибкости, поскольку работники в своих действиях ориентированы на правила и процедуры, а не на потребности конкретных клиентов, возникают проблемы с выполнением запросов других подразделений этой организации, а также при взаимодействии с клиентами и общественностью.

Эта структура проявляет неспособность к внедрению новшеств, в ней отсутствует достаточная мотивация сотрудников. Длинная цепочка принятия решений, консервативность стандартов и процедур, обезличенность, формализованность управления делают эти структуры малопригодными в динамичных рыночных условиях.
 
К бюрократическим организационным структурам относятся:
 
Линейная организационная структура управления  
Линейно - штабная организационная структура компании  
Линейно-функциональная организационная структура управления  
Дивизиональные (дивизионные) структуры управления компанией
 
Вы также можете посмотреть новые статьи 2010 года по организационным структурам:

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Иерархическая (бюрократическая) организационная структура компании"



20.06.2017 14:59  Василий

Считаете ли вы, что рациональная бюрократия - это одно из самых важных и универсальных социальных изобретений цивилизации.

20.06.2017 16:04  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Мы считаем, что имеется два самых важных и универсальных социальных изобретения цивилизации. Это:
  • рациональная организация, отражающая необходимые формальные положения эффективной деятельности предприятия,
  • неформальная организация, организационная культура, определяющая реальную (а не формально предписанную) деятельность организации.
А задачей любого предприятия, которое стремится быть эффективным, - это создание такой организации, при которой рациональная бюрократия станет артефактом организационной культуры.

14.02.2019 20:40  Павел

Является ли обязательным чтобы бюрократическая организационная структура была иерархической?

14.02.2019 23:27  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Имеется только одна организационная форма, в которой нет формальной иерархии - это малый кооператив, но и в нем может быть неформальный лидер. Но даже кооперативы численностью более 10-20 человек неизбежно приходят к иерархии - управлять деятельностью такого коллектива невозможно ни лидером одиночкой, ни собирая по каждому поводу общее собрание - вводятся формальные руководящие должности, формальная иерархия. Однако такие кооперативы ввиду внутренних противоречий редко оказываются жизнеспособными.

25.03.2020 21:16  Артем

Иерархическая организационная структура предприятия есть ли альтернатива?

26.03.2020 9:53  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Альтернатива есть только для самых малых предприятий, когда все предприятие – это одна группа, в которой имеются коммуникации "каждый с каждым". Причем на максимальный размер группы влияют и коммуникационные возможности человека, и доля участия члена группы в достигаемом ею результате, и возможности внутригруппового контроля (чем больше группа – тем больше вероятность появления "безбилетников" и ее неэффективности).

Аркадий Пригожин в своей книге "Развитие организации" оценивал оптимальный размер группы как 7-11 человек, и только в рабочих группах с достаточно простой деятельностью их размер может достигать 15-30 человек. Как отмечал Чарльз Барнард: "Мы утверждаем, таким образом, что исторически и в функциональном отношении все сложные организации созданы из подразделений и состоят из множества "рабочих" или "базовых" организационных подразделений, поверх которых наложены руководящие организационные подразделения, и что основные структурные особенности сложных организаций вытекают из того, что размер организационного подразделения ограничен требованиями к коммуникации" [Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации]. Не в состоянии один руководитель управлять даже небольшим предприятием - ему необходимы топ-менеджеры, а им руководители отделов, и т.д.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Иерархическая (бюрократическая) организационная структура компании", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
06.04.2020 20:51   Дина   Статья: Разработка регламентов

Чем руководствоваться при написании положений и регламентов в организации?


06.04.2020 22:42   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Разработка регламентов

Во-первых отметим, что цель написания положений и регламентов – это осуществление деятельности по достижению целей предприятия с наименьшими издержками. Соответственно положения и регламенты должны разрабатываться так, чтобы следование им обеспечивало наиболее эффективное достижение целей предприятия.
Но этого недостаточно. Как отметил Авнер Грейф, «правила, предписывающие определенное поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Институты и путь к современной экономике]. Если же мотива не будет, а положения и регламенты будут только обузой для персонала, то никто ими не будет и руководствоваться, если только «из под палки», и, опять же, с большими издержками. Поэтому второе необходимое условие – это то, чтобы разработка была проведена так, чтобы положения и регламенты соответствовали бы интересам и предприятия, и самого персонала.



Наши новые статьи

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». Она включает три статьи: «Рыночное предприятие: возникновение, ... далее

26.12.2019 Эффективная организация и ее организационная документация
В предлагаемой статье рассмотрены вопросы организации предприятия и создания соответствующей организационной документации. Показано что наибольшая эффективность достигается при бюрократической консенсуальной ... далее

19.08.2019 Основной фактор построения эффективного предприятия
Настоящая статья посвящена вопросу о том, что является определяющим фактором при построении эффективного предприятия. Показано, что таким фактором является сформированный институт предприятия, именно он определяет ... далее

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020