Организационная структура управления компании
Любая организация (компания) это и социальная, и техническая, сложная открытая система. Это система, состоящая не только из сооружений, оборудования, но и, в первую очередь, из людей. Это многоуровневая система с множеством формальных и неформальных связей. Это система, во многом зависящая от внешних факторов, к которым можно только адаптироваться. С социальной точки зрения это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Общие характеристики компаний:
- Наличие общих целей.
- Наличие внутренней организации
- Совместная деятельность людей.
- Иерархия власти.
- Наличие определенных границ.
- Взаимодействие с внешней средой и полная зависимость от нее.
- Культура организации.
Формальный «скелет» компании определяется ее организационной структурой управления, которая представляет собой сравнительно устойчивые элементы организации и связи, которые существуют между этими элементами. Организационная структура управления –это один из первых документов, по которому судят о компании, который требуется при анализе компании, ее сертификации по стандарту ИСО 9000, создании автоматизированной системы управления и т.д., а также при создании большинства регламентирующих документов компании.
Однако структура управления компании характеризует только некоторые формальные аспекты ее внутреннего устройства: ее разделение на отдельные звенья и установление подчиненности этих звеньев. Все остальные аспекты устройства компании определяются принятыми в компании системами планирования, бюджетирования, мотивации, делегирования полномочий, системами показателей, функциональным или процессным подходом, и т.д., а также ее кадровым составом. В соответствии с этим многие выводы о преимуществах и недостатках отдельных структур в отрыве от других аспектов носят поверхностный характер. Недостаток какой-либо структуры в одних условиях может обернуться преимуществом в других, и наоборот.
В последующих разделах будут рассмотрены различные типы организационных структур управления, их достоинства и недостатки, а также будет сделана оценка приводимых структур при изменении перечисленных выше других аспектов в соответствии с изменяющейся внешней средой компании.