Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Управление предприятием как социальной системой. Цель социальной системы

1. Цель социальной системы

Управление достижением поставленных целей (предвидимых результатов) хорошо разработано в менеджменте, главное, чтобы цели были достижимы. А вот управление самим процессом постановки целей считается просто невозможным – ведь придется управлять процессом, еще не имеющим цели. Только если нет цели, то невозможно и измерять отклонением от цели, поэтому «управлять можно только тем, что можно измерить». И, как отмечает А. Э. Петросян в 2015 г. в своем исследовании «Природа организационных целей»: «приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [10, с. 76]. Отсюда, «самое смешное, что компании, казавшиеся наиболее целенаправленными − те, которые выделялись наиболее законченными количественными формулировками своей миссии, а также наиболее строгими финансовыми целями, − имели худшие финансовые результаты, чем те, для которых были характерны менее точные, скорее качественные формулировки целей корпорации. (У компаний, не имевших определенных ценностных установок, дела тоже шли неважно.)» [11, с. 249].

Поэтому первичны не социально-экономические цели, о которых так писал Георг Гегель еще в 1807 году: «в голом «хотел» … сама суть дела имеет значение пустой цели …» [12, с. 220]. Первично то, какой должна быть организация для того, чтобы она могла максимально реализовать свой внутренний потенциал, обеспечивать постановку и реализацию максимально достижимых целей [13], какие изменения для этого в ней необходимо произвести. Стратегия организации должна исходить не «от целей», а «от изменений» [14]. «Образность − вот что создает понимание, настоятельную моральную необходимость того, чтобы новый путь оказался верным...» [11, с. 145]. Необходим образ, видение новой организации на более высоком уровне развития, показывающий путь достижения этого видения, показывающий цели, которые можно достигать на этом уровне развития. «Видение – это манящая цель» [15, с. 133]).

Никлас Луман, автор фундаментального труда «Социальные системы» (1984), не рассматривал социальные системы как целенаправленные, действующие исходя из наперед заданной цели. Он рассматривал их как «смысловые системы» и писал: «во всяком смысловом опыте сначала имеется различие, а именно различие актуально данного и возможного на основе этой данности. … Это является основным различием актуального и горизонта возможностей» [6, с.116], необходимо понять, «что именно проявляется как отличие от другого; и тогда, конечно, - чтобы удерживать и воспроизводить проявившееся» [6, с.116]. «Различие осознается как таковое от случая к случаю и становится исходной точкой дальнейшего развития» [6, с. 440]. Поэтому, как бы мы не рассматривали социальные системы, их основой является развитие – выявление новых потенциальных горизонтов возможностей и их реализацию – проведение необходимых изменений.

Исходя из изложенного цель организации, вытекающая как из фиктивной цели развития, так и смысла системы – это системная цель развития, включающая:

  1. Видение организации, имеющей, в прогнозируемой ситуации, «максимальные горизонты возможностей», максимальный потенциал.
  2. Видение изменений, которые в необходимо провести в организации, для реализации этого видения.
  3. Видение потенциальных социально-экономических целей, которые сможет ставить и достигать организация после проведения необходимых изменений.

И это все более и более высокие цели и мы действительно не имеем конечной цели – она нам не видна – не достигнув одного горизонта развития мы не в состоянии увидеть следующего. Наша цель – это развитие и превосходство – переход на все новые и новые более высокие горизонты.

Введение << СОДЕРЖАНИЕ >> 2. Две проблемы постановки цели развития социальной системы
 
__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025