Управление предприятием как социальной системой. Две проблемы постановки цели
2. Две проблемы постановки цели развития социальной системы
Для социальной системы: «было теоретически доказано, что всегда существует функция ценности системы, которая может быть представлена экономическим показателем, и выражающая зависимость ее эффективности от условий функционирования и построения. Кроме того, эта функция ограничена, а значит можно и нужно искать ее максимум» [16, с. 6]. Однако нахождения этого максимума встречает серьезные проблемы.
Первая проблема: видение «условий функционирования и построения» системы» – это огромный ничем не ограниченный объем неструктурированной субъективной информации, соответственно использование его крайне затруднительно. Практический выход из этого положения представлен в наших статьях [13, 14, 17]. Он основан на структурированной необходимой и достаточной системе ключевых положений организации, определяющей и социально-трудовые отношения в организации, и ее формальную и неформальную организацию, и всю ее деятельность, и достигаемые ею результаты – на парадигме СТОО (Социально-Трудовые Отношения – Организация) [17]. Практически парадигму СТОО конкретной организации можно получить разложением видения этой организации в соответствии со структурой ключевых положений парадигмы СТОО (далее «парадигмы»). Имея видения «как есть» и «как должно быть», мы можем получить и парадигмы организации «как есть» и «как должно быть», и четкие измеримые цели изменений, которые необходимо провести в организации для реализации парадигмы «как должно быть».
Только имеется вторая проблема: не определена «функция ценности системы», без которой мы не можем найти видение организации «как должно быть», обеспечивающее ее максимальный потенциал, соответственно не можем получить и парадигму «как должно быть». Решение этой проблемы, в отличие от первой, да и всех других проблем менеджмента, не поддается формализации, не поддается управлению.
Попробуем подойти к решению вопроса с другой стороны. Так, В.И. Франчук дал принципиально другое определение социально организации: «Под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму» [18, с. 7]. Поэтому предварительно более подробно рассмотрим системную цель развития человека – элемента социальной системы.
Постоянная цель человека – это фиктивная цель выживания, развития и превосходства [3, 4], которая «не имеет реального существования» [3, с.65], но «мы можем в соответствии с ней отнести к определенной категории любое наше ощущение и чувство» [3, с. 65], эти категории и есть «функция ценности», определяющие личное развитие, личные результаты человека. Н.А. Бернштейн писал: «цель, понимаемая как закодированная в мозгу модель потребного организму будущего, обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности. Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации» [19, с. 454]. Таким образом, имея свою функции ценности, человек способен сформировать конкретную цель – видение – «модель потребного организму будущего», и не просто «иное состояние живого организма», отмеченного В.А. Спиваком [2], такое состояние, которое будет обеспечивать его потенциальное развитие и превосходство, а также «план души», жизненный план как попытку его добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [4, с. 12-13]. Таким образом человек способен четко ставить и разрешать системную цель развития (раздел 1).
Что касается социальной системы, то Стаффорд Бир, применяя свою нейрокибернетическую модель человека к организации, отмечал: «Психические проблемы, возникающие в случае наличия собственного сознания у органов тела, были бы неисчислимы» [20, с. 169], ведь «каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения» [21, с. 186] и «человек выбирает для себя ту альтернативу в дихотомическом конструкте, с помощью которой, как он ожидает, он получит большие возможности для расширения и определения своей системы» [22, с. 447]. Именно эти проблемы в социальных организациях, элементы которых имеют собственное сознание, свою систему ценностей, мы, фактически, и описывали выше. И социальная система будет проявлять «разумное поведение, подобно живому организму» только в том случае, если проблемы, связанные с наличием собственного сознания и самосознания, своей системы ценностей у элементов системы, будут разрешены. Но здесь можно отметить, что все развитие человечества убедительно показывает, что эти проблемы в какой-то степени уже разрешены – и в естественных организациях, и в искусственных. Необходимо выяснить как они разрешаются, и как разрешать их оптимальным образом, обеспечивая наивысший рост потенциала организации.