Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №3 2014 г.
А.М.Жемчугов
Основная цель менеджмента, как отмечается многими авторами – это обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации [например, 1], всех заинтересованных сторон: собственников, руководителей и сотрудников, потребителей, партнеров, государства, самого общества. Однако «Попытки формально определить организованность как гармонию, или соответствие частей между собой и с целым, также не решают вопроса; это просто замена слова «организованность» его синонимами. Надо именно выяснить, в чем заключается это соответствие, или гармония, а иначе нет пользы ставить одно обозначение на место другого» [2].
Отношения организации с потребителями и партнерами строятся на согласии и, соответственно, гармонизированы. С государством и обществом – на законах, принятых государством, но на эти законы организация влиять практически не может. С сотрудниками (включая руководителей) – на внутренних законах, принятых самой организацией, и основной вопрос – гармонизация отношений организации и ее членов: как и какие законы она принимает в отношении своих сотрудников, как обеспечивает взаимодействие сотрудников.
Организации создаются для достижения целей поставленных их собственниками (в т.ч. и государством). Человек же приходит в организацию для достижения своих личных целей, а не целей организации. При этом деятельность человека по достижению целей организации возможна только в том случае, если и организация обеспечивает достижение личных целей своих членов. Второй основной аспект – это организация производственных процессов производства товаров/услуг – постановка частных целей сотрудникам (дифференциация) и интеграция результата.
«Там, где сталкиваются активности и сопротивления, практическая сумма, воплощенная в реальных результатах, зависит от способа сочетания тех и других; и для целого эта сумма увеличивается на той стороне, на которой соединение более стройно или «гармонично», заключает меньше «противоречий». Это и означает более высокую организованность» [2].
«ГАРМОНИЯ (от греч. αρμονια — связь, скрепление, соглашение, порядок, лад, соразмерность, стройность)… Означает соразмерность частей и целого, согласованность в сочетании чего-либо; неконфликтное соединение различного, единство противоположностей; выявление меры бытия, внутр. порядка и т. п.» [3]. Гармония – это идеал – максимальная организованность. «В действительности не бывает абсолютно гармоничного соединения активностей при конъюгации, не бывает того, чтобы никакая их доля не оказалась сопротивлением для другой» [2].
A там, где мы говорим о максимуме, – необходим критерий. Достаточно очевидный критерий – это максимальный результат предприятия для общества. Если это коммерческое предприятие, то оценку этого результата дают потребители «голосуя» своим рублем. Для некоммерческих организаций этот вопрос более сложный, здесь необходимо другое «голосование», но оно всегда возможно.
В чем проблема? В том, что каждая из «заинтересованных сторон» в первую очередь старается получить максимальный результат лично для себя («мера» этого результата индивидуальна у каждой стороны - у каждой стороны свои ценности, причем, изменяющиеся со временем). Предприниматель стремится минимизировать затраты на оплату труда и создание условий труда, работники - строго наоборот. Государство стремится получить максимальные налоги с предприятия, предприятие - строго наоборот. И так далее – исходные интересы заинтересованных сторон противоположны.
Гармония наступет не тогда, когда одна из сторон, имеющая власть, устанавливает систему мотивации другой стороны, не имеющей власти. В данном случае гармония означает переход от власти одной стороны над другой к взаимовыгодному сотрудничеству на согласованной основе. «Определение целей должно быть не чем иным, как честным усилием членов организации сформулировать то, к достижению чего они стремятся. Когда определение целей сформулировано, члены организации могут направить свои ресурсы и усилия на достижение этой конкретной цели» [4].
Гармония наступает тогда, когда заинтересованные стороны совместно решают, как им создать максимальный для общества результат (цель организации), выявляют «меры бытия, внутр. порядка», определяют как распределить между сторонами получаемое от общества (потребителей) вознаграждение в соответствии с вкладом каждой стороны. Тогда и каждая из заинтересованных сторон получает свой согласованный максимальный личный результат, и в своей личной «мере». И это уже невозможно назвать «мотивацией», это просто гармоничные отношения между заинтересованными сторонами. Никто же не говорит о мотивации в первобытных общинах, в современных естественных организациях.