Организационная культура. 3. Организационная культура и экономический человек
3. Организационная культура и экономический человек
Модель человека, как индивидуалистического рационального существа, у которого имеются, фактически, только личные цели, была описана еще Адамом Смитом [13], а Оливер Уильямсон четко раскрыл оппортунистические методы экономического человека [6]. Модель социального человека, человека у которого доминируют социальные цели, выведена много позже, в середине прошлого века [14]. Чем же отличается социальный человек от экономического? И вообще, разные ли это люди? Организационная культура дает на это четкий ответ: социальный человек, это тот же самый, в своей сущности экономический индивид, который действует в составе группы и у которого интернализирована коллективная цель и организационная культура, ведущая к достижению этой коллективной цели [15]. Как только этот индивид выйдет из состава группы, или просто не будет принимать цель группы, он вновь станет экономическим человеком. Именно группа с ее целями и организационной культурой, направленной на достижение этой цели, превращает экономического человека в социального, но, только в том случае, если он примет цель и культуру группы.
Если экономический человек вошел в коллектив и принял его цели и культуру, то это вовсе не означает, что он стал идеальным социальным, отбросил все свои личные цели и не приемлет оппортунистских действий по достижению личных целей в ущерб коллективным. Цели и культура принимаются индивидом всегда только в определенной степени, все зависит от конкретной личности. Но организационная культура коллектива, обладая методами оценки, поощрения и наказания, сдерживает негативные проявления индивидов, а если не может сдержать, то такой индивид просто изгоняется из коллектива.
Таким образом, социальный человек, это тот же экономический человек, только тот, который действует в составе коллектива и принял цели и культуру этого коллектива.