Человек и организация. Часть 2. 10. Потребность - свобода человека
Введение во вторую часть
Управление организацией – это управление людьми. Именно человек определяет и производит все, что и предлагает обществу организация, и именно от человека зависит и эффективность организации, и ее положение в обществе, ее общественный статус. Предлагаемая вторая статья цикла, как и первая, практически полностью посвящена человеку, вопросам о свободе человека, экономике человека, о главных потребностях человека находящейся на вершине его иерархии потребностей, которая и является его побудительной силой, предопределяет конкретные цели человека, направление его деятельности. Раскрыт вопрос об индивидуалистической и коллективистической составляющих человека, о единстве и борьбе этих составляющих. В заключение статьи рассмотрен вопрос о том, какой человек нужен организации.
11.Потребность - свобода человека
Свобода – очень важное понятие для человека, свобода всегда была на одном из верхних уровней иерархии потребностей. Можно сказать, что вся жизнь человечества – это борьба за свободу, но его понятие свободы многозначно, и практически каждый понимает ее по-своему. В самом общем виде свобода – это свобода выбора, когда у нас имеется ряд возможностей, и мы свободно осуществляем свой выбор и достигаем поставленные цели. Если мы посмотрим на известные определения свободы, то мы увидим, что в них фигурирует «как бы свободный» у Выготского, «ощущение свободы» у Леонтьева, и т.д. И это не случайно, свобода – это всегда свобода выбора, но абсолютной свободы не существует, и существовать не может. Это положение о свободе, а также и другие положения мы рассмотрим в данном разделе.
11.1. Невозможность абсолютной свободы
То, что абсолютной свободы не может существовать, видно на простейшем примере: не может быть даже двух абсолютно свободных индивидов, поскольку свобода одного всегда может нарушать свободу другого. Тем более «нельзя жить в обществе и быть свободным от него», как справедливо отмечает известный ленинский афоризм.
Тем более, мы не свободны делать выбор в пользу неосуществимых альтернатив, например, как говорил Карл Маркс, свобода заключается не в независимости от законов природы, а в их познании и способности принимать решения со знанием дела.
Ограничения свобод неизбежны, но они должны быть минимальны, статья 29 «Всеобщей декларации прав человека» четко говорит, что человек, в части его свобод, должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали. Самое главное, как говорил Виктор Франкл, необходимо, что бы человек имел возможность достигать свои главные цели и устремления, а для этого абсолютная свобода не требуется, человек не свободен от условий, но он может подняться над ними [1].
Весь вопрос в том, как будут определены свободы человека в обществе, и достаточны ли для того, чтобы человек смог достичь своих устремлений. Создание такого общества, как говорил Иммануил Кант, очень большая проблема: абсолютная свобода – это полный антагонизм, необходимо самое точное определение и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других, - только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве [2].