ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Этот путь повышения эффективности выявлен в ходе наших 18-летних консалтинговых услуг с параллельными теоретическими исследованиями. Полученные методики и инструменты приведены в нашем отчете: «Реальная сущность предприятия. Организация, развитие, выход из кризисов (Итоговый Гайд)»  PDF  (188 с.), показывающем не только наши реальные возможности повышения эффективности от 1,5 до 3-х и более раз. А при необходимости и вывод предприятия из стагнации с обеспечением прибыли от 10% до 30% выручки и более. Основные его положения приведены в «Итоговый Гайд: практические положения и методика»  PDF  (12 с.).
.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг
Современный менеджмент
Мотивацияи культураСтратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2025

Человек и организация. 12. Экономика деятельности человека

12. Экономика деятельности человека

В своей деятельности человек давно перешел к разделению труда, и это породило неизбежный обмен продуктами своего труда - экономические отношения между людьми. Экономика человека – это экономика дара и экономика бартера и ее дальнейшее развитие - товарно-денежная. Последние всем хорошо известны, и мы остановимся на них очень кратко.
 
12.1. Экономика бартера и товарно-денежная экономика

Если очень кратко и упрощенно (и не касаясь финансовых институтов), то экономика бартера и товарно-денеждая экономика – это прямой непосредственный обмен продукта одного человека на продукт другого. При этом оба признают эквивалентность продуктов и, после обмена, отсутствие каких либо обязательств друг перед другом (кроме кредита, но тогда обязательства чисто юридические). Обычно они даже не знакомы друг с другом, и больше не встречаются, а если и встречаются, то, как совершенно чужие люди, никаких отношений между ними после сделки не возникает. Такие отношения между людьми трудно даже назвать «человеческими», и это привело к концепции CRM – управления взаимоотношений с клиентами.
 
Собственно она была известна и раньше, когда между продавцом и покупателем завязывались дружественные взаимовыгодные отношения. Цель этой концепции – неформально связать покупателя и продавца – продавец оказывает покупатель небольшие дополнительные услуги, а покупатель чаще приходит к этому продавцу (такой непременной услугой стала, например, улыбка продавца). И оба получают взаимную выгоду. Собственно это уже элемент экономики дара. Но нужно отметить, что в государственных и межкорпоративных сделках, когда они заключаются не государством, и не корпорацией, а уполномоченными людьми, это может порождать коррупцию.

12.2. Экономика дара

Исторически экономика дара появилась первой, на самой на заре человечества, она детально проанализировано в работе Марселя Мосса «Очерк о даре» (форма и основа обмена в архаических обществах). Основные положения этой работы можно определить в следующем [11]:
  1. В экономических и правовых системах, предшествовавших нашим, не установлен обмен имущества, богатств и продуктов просто в форме рыночной торговли между индивидами.
  2. Дары почти всегда облекались в форму подношения, великодушно вручаемого подарка, хотя за этим всегда крылись обязательность и экономический интерес. Никто не волен отказаться от предложенного подарка. 
  3. Получатель обладает чем-то вроде права собственности на все, что принадлежит дарителю. Эта собственность выражается и воспринимается как духовная связь.
  4. Отказаться дать, пригласить, так же как и отказаться взять, тождественно объявлению войны; это значит отказаться от союза и объединения.
  5. Дар реально составляет частицу природы и субстанции дарителя, принять нечто от кого-то - значит принять нечто от его духовной сущности, от его души. Сущность дара обладает над вами религиозно-магической властью.
  6. Возмещение дара осуществляются преимущественно в добровольной форме, подношениями, подарками, хотя, по сущности, они строго обязательны. 
  7. Всякий дар должен возмещаться с избытком. Процент общего «избытка» колеблется от 30 до 100 в год.
  8. В любом обществе природа дара обязывает к определенному сроку. Дар с необходимостью порождает понятие кредита.
  9. Невозмещенный дар принижает того, кто его принял, особенно если он заведомо принят с умыслом не возмещать. Индивид, который не смог вернуть долг, теряет свой ранг и даже ранг свободного человека – может попасть в рабство. 
  10. Слишком щедрые дары представляются оскорблением, сила нашей морали направлена на ликвидацию бессознательного и оскорбительного превосходства богатого «жертвователя».
  11. Связь, которую дар устанавливает между дарителем и получателем дара, слишком крепко соединяет обоих. Получатель оказывается в зависимости от дарителя.
  12. Богатство создается для того, чтобы быть отданным. Если бы не было брахманов, чтобы его получать, «богатство богатых было бы бесполезным». В древних этических системах даже самого эпикурейского толка на первом месте всегда стоит стремление к благу и удовольствию, а не к материальной выгоде.
Как видно, это и очень мягкая, и очень жесткая система экономических взаимоотношений. Ответный дар никак не определен и, с одной стороны, он доброволен, с другой - строго обязателен, санкции – вплоть до закрепощения в рабство. Такая экономическая система родилась эволюционно и закономерно, только мягкость позволяла проводить обмен разнородными продуктами, относительная ценность которых формально никак не определена, только жесткость могла спасти общество от бездельников и тунеядцев, которые могли паразитировать на принятии даров.

Но экономика дара имеет естественное ограничение, она может применяться только в ближнем окружении – не имеет смысла дарить тому, кого никогда больше не увидишь.

__________________
Версия для печати


:

Наши новые статьи

03.07.2024 Единая солидарная система регламентов ЕССР Деп. в ВИНИТИ РАН 08.07.2024, № 26-В2024, 37 с.
В настоящее время – время интеллектуального труда – его измерение невозможно. И системы мотивации не работают в принципе. Единственный путь повышения ... далее

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025