О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
06.08.2012

Человек и организация. 12. Экономика деятельности человека

12. Экономика деятельности человека

В своей деятельности человек давно перешел к разделению труда, и это породило неизбежный обмен продуктами своего труда - экономические отношения между людьми. Экономика человека – это экономика дара и экономика бартера и ее дальнейшее развитие - товарно-денежная. Последние всем хорошо известны, и мы остановимся на них очень кратко.
 
12.1. Экономика бартера и товарно-денежная экономика

Если очень кратко и упрощенно (и не касаясь финансовых институтов), то экономика бартера и товарно-денеждая экономика – это прямой непосредственный обмен продукта одного человека на продукт другого. При этом оба признают эквивалентность продуктов и, после обмена, отсутствие каких либо обязательств друг перед другом (кроме кредита, но тогда обязательства чисто юридические). Обычно они даже не знакомы друг с другом, и больше не встречаются, а если и встречаются, то, как совершенно чужие люди, никаких отношений между ними после сделки не возникает. Такие отношения между людьми трудно даже назвать «человеческими», и это привело к концепции CRM – управления взаимоотношений с клиентами.
 
Собственно она была известна и раньше, когда между продавцом и покупателем завязывались дружественные взаимовыгодные отношения. Цель этой концепции – неформально связать покупателя и продавца – продавец оказывает покупатель небольшие дополнительные услуги, а покупатель чаще приходит к этому продавцу (такой непременной услугой стала, например, улыбка продавца). И оба получают взаимную выгоду. Собственно это уже элемент экономики дара. Но нужно отметить, что в государственных и межкорпоративных сделках, когда они заключаются не государством, и не корпорацией, а уполномоченными людьми, это может порождать коррупцию.

12.2. Экономика дара

Исторически экономика дара появилась первой, на самой на заре человечества, она детально проанализировано в работе Марселя Мосса «Очерк о даре» (форма и основа обмена в архаических обществах). Основные положения этой работы можно определить в следующем [11]:
  1. В экономических и правовых системах, предшествовавших нашим, не установлен обмен имущества, богатств и продуктов просто в форме рыночной торговли между индивидами.
  2. Дары почти всегда облекались в форму подношения, великодушно вручаемого подарка, хотя за этим всегда крылись обязательность и экономический интерес. Никто не волен отказаться от предложенного подарка. 
  3. Получатель обладает чем-то вроде права собственности на все, что принадлежит дарителю. Эта собственность выражается и воспринимается как духовная связь.
  4. Отказаться дать, пригласить, так же как и отказаться взять, тождественно объявлению войны; это значит отказаться от союза и объединения.
  5. Дар реально составляет частицу природы и субстанции дарителя, принять нечто от кого-то - значит принять нечто от его духовной сущности, от его души. Сущность дара обладает над вами религиозно-магической властью.
  6. Возмещение дара осуществляются преимущественно в добровольной форме, подношениями, подарками, хотя, по сущности, они строго обязательны. 
  7. Всякий дар должен возмещаться с избытком. Процент общего «избытка» колеблется от 30 до 100 в год.
  8. В любом обществе природа дара обязывает к определенному сроку. Дар с необходимостью порождает понятие кредита.
  9. Невозмещенный дар принижает того, кто его принял, особенно если он заведомо принят с умыслом не возмещать. Индивид, который не смог вернуть долг, теряет свой ранг и даже ранг свободного человека – может попасть в рабство. 
  10. Слишком щедрые дары представляются оскорблением, сила нашей морали направлена на ликвидацию бессознательного и оскорбительного превосходства богатого «жертвователя».
  11. Связь, которую дар устанавливает между дарителем и получателем дара, слишком крепко соединяет обоих. Получатель оказывается в зависимости от дарителя.
  12. Богатство создается для того, чтобы быть отданным. Если бы не было брахманов, чтобы его получать, «богатство богатых было бы бесполезным». В древних этических системах даже самого эпикурейского толка на первом месте всегда стоит стремление к благу и удовольствию, а не к материальной выгоде.
Как видно, это и очень мягкая, и очень жесткая система экономических взаимоотношений. Ответный дар никак не определен и, с одной стороны, он доброволен, с другой - строго обязателен, санкции – вплоть до закрепощения в рабство. Такая экономическая система родилась эволюционно и закономерно, только мягкость позволяла проводить обмен разнородными продуктами, относительная ценность которых формально никак не определена, только жесткость могла спасти общество от бездельников и тунеядцев, которые могли паразитировать на принятии даров.

Но экономика дара имеет естественное ограничение, она может применяться только в ближнем окружении – не имеет смысла дарить тому, кого никогда больше не увидишь.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ. Части 1 и 2."Стр. <<   1 2 3

30.06.2017 16:13  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Специфика заключается в том, что человек приходит в организацию для достижения своих личных целей, а не целей организации. Человек всегда эффективен с точки зрения достижения своих личных целей.
А для того, чтобы персонал организации был бы эффективен и с точки зрения организации, с точки зрения достижения целей организации, необходимо, чтобы личные цели персонала и цели организации были согласованы. Это задача системы мотивации персонала и формирования корпоративной культуры. При правильном их построении, человек, достигая свои личные цели, одновременно достигает и цели организации, и наоборот.

30.11.2019 18:59  Алена

Что дает менеджеру использование в управлении человеческого фактора?

30.11.2019 22:56  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Прежде всего необходимо отметить, что без учета человеческого фактора управление невозможно в принципе. Управление персоналом базируется на том, что менеджер предоставляет подчиненному мотив, для достижении которого человек и осуществляет свою деятельность. А эффективность управления определяется тем, насколько этот мотив соответствует целям и человека, и предприятия.



28.08.2020 14:52  Дарья

Как обеспечить единство целей организации и сотрудника?

28.08.2020 17:23  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Ответ заключен в самом вопросе: необходимо сделать так, чтобы у них была общая цель. Организация должна поставить такую цель, и так построить деятельность, чтобы достижение цели приносило бы результаты и организации, и сотруднику. У организации же цель достаточно ясна - это добавленная стоимость (выработка), которая раскладывается, по усмотрению организации, на прибыль и заработную плату. Если заработная плата фиксирована, а все, что свыше идет на прибыль, то единства целей никогда не будет - это совершенно понятно. Единство целей будет, если получаемая выработка будет распределяться между сотрудником и организацией в согласованной пропорции. Это достаточно просто осуществить в самых малых предприятиях (это осуществляется во всех малых кооперативах), можно, но намного сложнее - в больших. Как это это осуществить, какие проблемы встречаются, и как разрешаются, описано в наших последних статьях.


06.11.2020 12:06  Петр

Человеческий фактор в системе управления организацией?

06.11.2020 15:21  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Человеческий фактор - это единственный фактор в системе управления организацией. Все остальные факторы полностью зависят от человека - от его производительных сил.
Сколь нибудь полный ответ на данный вопрос здесь дать невозможно. Но Вы можете посмотреть самую верхнюю из трех наших последних статей приведенных немного ниже.

28.01.2021 20:36  Тарас

Чем различается экономический и социальный человек?

28.01.2021 22:02  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

В природе нет и никогда не было ни экономического человека, ни социального - был, есть и будет просто человек. И, как отмечают антропологи сущность человека была одной и той же как в первобытном обществе, так и в наши дни. У любого человека доминируют личные цели и интересы - экономический человек. Но при этом человек понимает, что в коллективе он может ставить много большие цели и достигать много больших личных результатов - социальный человек. А насколько общие цели превышают личные (или не превышают) - зависит от сформированного института («правил игры»). Зависит от того, какое поведение человека (ориентированное на личные цели, или на общие - экономическое или социальное) приносит ему большие личные результаты в той организации, членом которой он является, правилами игры которой он руководствуется в своей деятельности. При этом его экономичность и социальность определяются и этими правилами, и тем, осознано или вынуждено он их принимает. Если осознано - он, при соответствующих правилах, в большей степени социальный человек. Если вынуждено - в большей степени экономический, но стремящийся казаться социальным и получать общественное признание.
Человек в конкретной организации становится социальным тогда, когда социальное поведение приносит ему большие личные результаты (не только материальные, а и нематериальные - все, которые ему ценны). И становится экономическим тогда, когда эгоистичное поведение приносит ему большие личные результаты.

Стр. <<   1 2 3


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ. Части 1 и 2.", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Скачиваний 403                                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

23.03.2021 Разработка регламентов предприятия
Организационная документация и регламенты предприятия. Разработка регламентов предприятия ... далее

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, No 2 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021