ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований 2006-2023 годов
(47)Интерес человека - основа эффективности предприятия май 2023
(410)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(226)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022

Человек и организация. 13. Социальный человек, экономический человек

13. Социальный человек, экономический человек

К определению модели поведения человека имеются различные подходы: антропологический, психологический, социальный, экономический, и др. Но для человека как члена общества, а без общества человека невозможно и рассматривать, основными являются модели социологического и экономического человека, последняя модель хотя и индивидулистическая, но работает только в коллективе.

11.1. Экономический человек

Описание «экономического человека» дал еще Адам Смит, хотя он и не использовал сам термин «экономический человек». «Экономический человек», в современном понимании, - условное общее понятие о человеке как о рациональном субъекте, строящем свои планы и действия, исходя из принципа получения максимальной личной выгоды.

Общая современная схема модели экономического человека хорошо представлена Автономовым в его книге «Модель человека в экономической науке», кратко она заключается в следующем [14]:
  1. Количество ресурсов, которые экономический человек может получать является ограниченным, и поэтому он вынужден делать выбор. 
  2. Выбор экономического человека определяется его предпочтениями и ограничениями. 
  3. Экономический человек оценивает и сравнивает доступные варианты выбора с точки зрения его предпочтений. 
  4. Делая выбор, экономический человек руководствуется собственными интересами, а не интересами его контрагентов по сделке и не принятыми в обществе нормами, традициями и т.д. 
  5. Находящаяся в распоряжении экономического человека информация, определяющая выбор, как правило, является ограниченной. 
  6. Выбор экономического человека является рациональным - из известных вариантов выбирается тот, который в наибольшей степени отвечает его предпочтениям.
Главная характеристика современного экономического человека заключается в его рациональности - максимизации его целевой функции.
 
Российский «экономический человек» отличается не в лучшую сторону от идеальной модели «экономического человека» [15]:
  • Импульсивность и иррациональность; рациональность если и присутствует, то это в большей степени «краткосрочная» рациональность. 
  • Не способность оценить свою экономическую позицию в длительной перспективе. 
  • Эгоцентризм - в целях, связанных с достижением коллективных благ, он часто не способен увидеть выгоду и для себя самого. 
  • Высокая вероятность оппортунистического поведения.
  • Возможность использования недостоверного мнения в ущерб объективной информации.
Одним из самых опасных и антисоциальных моментов является оппортунизм. Оливер Уильямс дает следующее понятие оппортунизма экономического человека: «Под оппортунизмом я понимаю преследование личного интереса с использованием коварства. Подобное поведение включает такие его более явные формы, как ложь, воровство и мошенничество, но едва ли ограничивается ими. В более общем случае оппортунизм означает представление неполной или искаженной информации, особенно когда речь идет о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины или других методах запутывания партнера» [16].

Экономический человек – это рациональный человек, ориентированный на экономику бартера, его приоритет – это личная свобода. Социальный человек больше ориентируется на отношения Gemeinschaft, его приоритет – коллективная свобода.

Отметим, что экономического человека не было в общинах с экономикой дара, это объясняется тем, что «в древних этических системах даже самого эпикурейского толка на первом месте всегда стоит стремление к благу и удовольствию, а не к материальной выгоде» [11]. Исторически первым появился «социальный человек», появился еще до экономики дара, хотя сам «социальный человек» был осознан только через 150 лет после осознания «экономического человека».
 

__________________
Версия для печати



Последние новости

26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"
18.01.2022
Договор с компанией "Геометрика" на повышение эффективности деятельности
05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"


Наши новые статьи

05.05.2023 Современное предприятие: организация или самоорганизация? Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 2
Статья посвящена созданию организации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность. Проблеме, актуальной более ста лет, но не разрешенной и до ... далее

20.02.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

10.01.2023 Комплексное (всестороннее) совершенствование организации деятельности предприятия
Наши консалтинговые услуги обеспечивают самую совершенную организацию деятельности предприятия Заказчика. Это организация, базирующаяся создаваемой в ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru




© ООО «КОРПСИС», 2006-2023