Человек и организация. 13.2. Социальный человек
13.2. Социальный человек
Первой работой, посвященной социальному человеку была работа Элтона Мэйо опубликованная им в 1933 г. [17]. В современном понимании «социальный человек» - это иррациональный субъект, деятельность которого направлена не на себя, а на коллективные социальные потребности, он ценит исконные человеческие отношения, а не коммерческие.
В теории Мэйо выделены следующие принципиально новые положения [18]:
- в основе мотивации трудового поведения лежат социальные потребности;
- смысл труда все больше переместился от процесса труда как такового в сторону социальных отношений на работе;
- работник больше подвержен влиянию со стороны его социальной группы, чем контролю со стороны управляющего;
- восприимчивость работников к управлению зависит от того, насколько руководитель отвечает социальным нуждам подчиненных;
- хороший управляющий должен не только думать о технике производства, но и быть "опекуном" своих подчиненных.
Им было признано существование в формальной структуре организации параллельных неформальных групп и важность групповых мотивов и норм деятельности.
Обобщение эмпирических данных привело Мэйо к созданию социальной философии менеджмента, в основе которой лежат следующие принципы [19]:
- человек представляет собой “социальное животное”, ориентированное и включенное в контекст группового поведения;
- жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;
- руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.
Это, по мнению Э.Мэйо, обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворенность индивида своей работой.
Социальный человек не ставит явно своих личных целей в обществе, он руководствуется эмоциями, ценностями и традициями общества. «Социальные факты не выводятся из индивидуального сознания, напротив, роли и нормы, принятые в коллективе и обществе, управляют поведением социологического человека» [14].