О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
06.08.2012

Человек и организация. 14. Две главные потребности человека

14. Две главные потребности человека
 
Вопрос о цели жизни впервые был поставлен Гербертом Фрейдом, который выделил две альтернативы [21]:
  1. стремление к смерти;
  2. стремление «к самосохранению, к власти и самоутверждению», «к изменению и развитию».
При этом Фрейд четко заключил (не отрицая второй альтернативы, но придавая ей лишь второстепенную роль), что цель жизни – смерть.

Однако лишь немногие психологи последовали в этом направлении за Фрейдом. Подавляющее большинство стали развивать его вторую, отвергнутую им цель – стремление «к самосохранению, к власти и самоутверждению», «к изменению и развитию».

Альфред Адлер писал, что очень важно понять индивидуальный контекст — цель жизни человека, которая определяет направление всех его поступков и побуждений. Цель, имея которую человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, так как в нем живет его будущий успех, без ощущения этой цели деятельность индивида не имел бы никакого смысла [22]. Эту цель Адлер описал, как цель превзойти свое окружение. Это искусственно созданная постоянная цель — цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, приняв эту постоянную цель как данность, мы можем в соответствии с ней отнести к определенной категории любое наше ощущение и чувство. «Это стремление к цели, целенаправленность нашей психики, является не философским допущением, а основополагающим фактом» [23]. «Цель превосходства для каждого человека персональна и уникальна. Она зависит от значения, которое он придает жизни. Это значение не просто слова. Оно строится на основе его стиля жизни и проходит через всю эту жизнь» [24].

Таким образом, человек имеет свою главную постоянную цель – цель своего развития и превосходства над своим окружением, личную цель, в соответствии с которой он соотносит всю свою деятельность. Собственно, с точки зрения современной науки, это не цель, а потребность, - высшая в иерархии потребность, которая движет нами, предопределяет поиск наших конкретных мотивов и целей.

После стремления к превосходству и власти наибольшую роль играет социальное чувство, оно не дает цели превосходства проявиться открыто — «она вырастает втайне и прячется за подходящим фасадом». Что касается степени развития социального чувства, то это единственный критерий человеческих ценностей, чья величина абсолютна. И если мы скрываем наши цели превосходства и власти, то наши социальные чувства мы наоборот стараемся показать с лучшей стороны [23].

Цель достижения превосходства, как личная цель, не может быть полностью согласована с коллективными целями, она «не может не быть эгоистичной; и она не может не быть бескорыстной. Поэтому не может не быть необходимости делать выбор, не может не быть конфликта и сожаления» [25], «превосходство как цель может вести как к полезной, так и бесполезной жизнедеятельности» [22]. Цели развития и превосходства и социальные цели находятся у человека в их единстве и противоположности.

Карен Хорни отмечала неизбежную соревновательность, которая встала одним из господствующих факторов в социальных отношениях для получения власти и престижа, неизбежную «борьбу с другими», которая может привести к различным оппортунистическим действиям. [26]. Соперничество будет всегда, только оно и порождает развитие, вопрос, как это соперничество ведется. С социальной точки зрения соперничество должно быть честным, иногда, как известно, даже лучше уступить победу другому. По Сагатовскому - это «добровольные уступки» (а не вынужденные компромиссы), пожертвования ради того, чтобы быть вместе, чтобы дух единства не оставлял людей [12].

Спустя несколько десятилетий после Адлера, Карл Роджерс говорил, что главная движущая сила жизни - это «стремление, которое присутствует во всей органической и человеческой жизни, – распространяться, расширяться, становиться независимым, развиваться, зреть – тенденция проявлять и задействовать все возможности организма до такой степени, чтобы они усиливали организм или "Я". Это стремление может быть наглухо закрыто слоями ржавых психологических защит, оно может быть скрыто за замысловатыми фасадами, отрицающими его существование, но я верю, что оно присутствует в каждом человеке и ожидает соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя» [27]. Это стремление достаточно многогранно, будем называть его, для краткости, стремлением к развитию и превосходству.

В зависимости от соотношения отмеченных выше главных целей, от своего внутреннего понимания смысла жизни, человек может «строить храм», «зарабатывать деньги», и т.д. Если же его ситуация сложилась так, что он не видит «света в конце тоннеля», если потерял цель и смысл жизни, то он просто «толкает эту проклятую тачку», деятельность его не мотивирована (п.6.9.), но если ситуация изменится, человек может подняться, «освободиться и проявить себя».

Таким образом, человеком движут две потребности – потребность к развитию и превосходству (экономический человек), и социальная потребность (социальный человек), это две неразрывные и борющиеся противоположности, которые и предопределяют деятельность человека. При этом любую деятельность можно оценивать, пользуясь лишь одним критерием: ее полезностью для общества [23]. Этот критерий Альфреда Адлера определяет требуемые черты человека, как с точки зрения экономической модели, так и с точки зрения социальной – при определяемой им первичности собственного развития и превосходства, деятельность человека должна быть направлена на пользу обществу. Человек, действуя на благо обществу, опосредовано обеспечивает и свое собственное развитие и превосходство, но, при этом, и общество должно действовать на благо человеку, необходима взаимность.

Из отмеченных выше стремлений развития и превосходства самой опасной является власть, особенно, если она волей судьбы достается слабому человеку, а стремление к власти рождается не только из силы, но и из слабости, и это уже невротическое стремление [26]. Для получения и удержания власти слабый человек, понимая свою слабость, часто пользуется самыми асоциальными, но эффективными методами – цель оправдывает средства. Кроме того, учитывая, что личное развитие и превосходство все же выше социальных потребностей, имеется и определенная тенденция, что сильный руководитель с рациональной властью ориентированной на цели организации, при определенных условиях со временем становится иррациональным, ориентированным все более и более на сохранение и расширение собственной власти, на достижение личных целей.

Не понимая цели человека, то с ним и очень трудно совместно работать, а «если я знаю цель человека, то я приблизительно знаю, что произойдет» [28]. Только поняв главные движущие цели человека и его личные устремления, его социальные и экономические черты, можно увидеть его место в жизни, место, где он может реализовать себя, достичь и свою цель, обеспечить достижение и цели коллектива и общества.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ. Части 1 и 2."Стр. <<   1 2 3

30.06.2017 16:13  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Специфика заключается в том, что человек приходит в организацию для достижения своих личных целей, а не целей организации. Человек всегда эффективен с точки зрения достижения своих личных целей.
А для того, чтобы персонал организации был бы эффективен и с точки зрения организации, с точки зрения достижения целей организации, необходимо, чтобы личные цели персонала и цели организации были согласованы. Это задача системы мотивации персонала и формирования корпоративной культуры. При правильном их построении, человек, достигая свои личные цели, одновременно достигает и цели организации, и наоборот.

30.11.2019 18:59  Алена

Что дает менеджеру использование в управлении человеческого фактора?

30.11.2019 22:56  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Прежде всего необходимо отметить, что без учета человеческого фактора управление невозможно в принципе. Управление персоналом базируется на том, что менеджер предоставляет подчиненному мотив, для достижении которого человек и осуществляет свою деятельность. А эффективность управления определяется тем, насколько этот мотив соответствует целям и человека, и предприятия.



28.08.2020 14:52  Дарья

Как обеспечить единство целей организации и сотрудника?

28.08.2020 17:23  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Ответ заключен в самом вопросе: необходимо сделать так, чтобы у них была общая цель. Организация должна поставить такую цель, и так построить деятельность, чтобы достижение цели приносило бы результаты и организации, и сотруднику. У организации же цель достаточно ясна - это добавленная стоимость (выработка), которая раскладывается, по усмотрению организации, на прибыль и заработную плату. Если заработная плата фиксирована, а все, что свыше идет на прибыль, то единства целей никогда не будет - это совершенно понятно. Единство целей будет, если получаемая выработка будет распределяться между сотрудником и организацией в согласованной пропорции. Это достаточно просто осуществить в самых малых предприятиях (это осуществляется во всех малых кооперативах), можно, но намного сложнее - в больших. Как это это осуществить, какие проблемы встречаются, и как разрешаются, описано в наших последних статьях.


06.11.2020 12:06  Петр

Человеческий фактор в системе управления организацией?

06.11.2020 15:21  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Человеческий фактор - это единственный фактор в системе управления организацией. Все остальные факторы полностью зависят от человека - от его производительных сил.
Сколь нибудь полный ответ на данный вопрос здесь дать невозможно. Но Вы можете посмотреть самую верхнюю из трех наших последних статей приведенных немного ниже.

28.01.2021 20:36  Тарас

Чем различается экономический и социальный человек?

28.01.2021 22:02  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

В природе нет и никогда не было ни экономического человека, ни социального - был, есть и будет просто человек. И, как отмечают антропологи сущность человека была одной и той же как в первобытном обществе, так и в наши дни. У любого человека доминируют личные цели и интересы - экономический человек. Но при этом человек понимает, что в коллективе он может ставить много большие цели и достигать много больших личных результатов - социальный человек. А насколько общие цели превышают личные (или не превышают) - зависит от сформированного института («правил игры»). Зависит от того, какое поведение человека (ориентированное на личные цели, или на общие - экономическое или социальное) приносит ему большие личные результаты в той организации, членом которой он является, правилами игры которой он руководствуется в своей деятельности. При этом его экономичность и социальность определяются и этими правилами, и тем, осознано или вынуждено он их принимает. Если осознано - он, при соответствующих правилах, в большей степени социальный человек. Если вынуждено - в большей степени экономический, но стремящийся казаться социальным и получать общественное признание.
Человек в конкретной организации становится социальным тогда, когда социальное поведение приносит ему большие личные результаты (не только материальные, а и нематериальные - все, которые ему ценны). И становится экономическим тогда, когда эгоистичное поведение приносит ему большие личные результаты.

Стр. <<   1 2 3


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ. Части 1 и 2.", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Скачиваний 403                                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

23.03.2021 Разработка регламентов предприятия
Организационная документация и регламенты предприятия. Разработка регламентов предприятия ... далее

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, No 2 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021