Человек и организация. 15. Немного о будущем
15. Немного о будущем
В человеке генетически заложена потребность быть признанным другими людьми, получить необходимый для этого авторитет, престиж, власть, - занять достойное положение в обществе. Выделиться, и стать первым. «Из всех живых существ, населяющих нашу планету, один лишь человек не хочет смириться со своею судьбой. Все остальные подчиняются породившим их силам, и когда эти силы оборачиваются против них, пассивно обрекают себя на вымирание. Человек - единственный, кто смело смотрит этим силам в лицо и, как только видит, что природа отворачивается от него, стремится найти средства самозащиты. … Кроме человека, нет на земле ничего такого, что восставало бы против силы, породившей его. … А человек противостоит обстоятельствам» [29].
Суть и сила человека в том, что он не мирится со своим существующим положением, он стремится развить и повысить его. Саму жизнь Адлер рассматривает как процесс развития. Жизнь - это стремление к совершенной исполненности; это — великое движение ввысь: «Стремление снизу вверх неистощимо. О каких бы основаниях ни размышляли философы и психологи — о самосохранении, принципе удовольствия, уравнивании — всё это не более, чем отдаленные репрезентации великого движения ввысь». Можно сказать, что стремление к превосходству, совершенству — единственный, главный мотив человека в индивидуальной психологии [30].
В древних этических системах положение человека определялось теми богатствами, которые человек дарит (только в этом тогда и состоял смысл богатства); в современном мире - во многом тем, какими наличными богатствами, главным образом в материальном исчислении, владеет сам человек. Эта разница принципиальна, она определила и первобытно-общинный строй и экономику дара в древних этических системах, и капиталистический строй и товарно-денежную экономику - в современных.
Чем будет определяться положение человека в обществе будущего (что и определит его цели, устремления и направление его деятельности, его будущую «модель»), тем и будут предопределены общественный строй и экономика будущего, но пока этого еще никто не смог предсказать. Леонтьев писал о видимых им тенденциях XXI века, что это освобождение, рост творческого начала, что материальные потребности это только в условия, а духовные - в доминантные [31]. Но какие реальные ценности будут у человека будущего, покажет только будущее. Желательное направление давно уже известно и понятно, вопрос о реалиях. Ведь еще в 1925 г. Марсель Мосс писал: «Честь, бескорыстие, корпоративная солидарность здесь не пустые слова; они не противостоят также потребностям производства. … Ему необходимо действовать с учетом самого себя, подгрупп и общества в целом. Эта мораль вечна» [11].
Не нужно, чтобы человек будущего был слишком добрым, но нужно, чтобы он в достижении своих целей был социален, соперничество есть, и, несомненно, будет, но это должно быть честное соперничество, при этом необходимы и добровольные уступи (а не вынужденные компромиссы!) как формы регуляции, адекватной идеалу развивающейся гармонии: сторонник этого идеала готов пожертвовать очень многим ради того, чтобы быть вместе, чтобы дух единства и доверия не оставлял людей - так писал Сагатовский в вопросе «Мировоззрение для XXI столетия?» [12]. Там же он заключил о том, что основой деятельности человека, его доминирующими «метаценностями» должно быть «совершенствование себя и мира». У наших предков вообще не было социальных потребностей, сейчас они есть, но уступают личным, а зачастую вступают и в противоречие, по Сагатовскому, у человека XXI века эти две главные потребности должны находиться в гармонии.
Что касается будущего организации, то надо понять, что она, в человеческом плане - это материальная, духовная и социальная среда обитания человека, в которой он проводит четверть своей жизни.