Человек и организация. 3. Мотивы, Цель
3. Мотивы
Можно сказать, что наличие потребности вызывает побуждение - поиск предмета, который может удовлетворить потребность, и только после того как этот предмет будет обнаружен, только тогда потребность получает свое предметное содержание, только тогда можно начинать деятельность. Предмет потребности – это и есть «мотив» деятельности. Однако предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не задан. Мы, как правило, не знаем точно этого предмета, он еще должен быть обнаружен и осознан. Только в результате его осознания потребность приобретает свою предметность, а представляемый, мыслимый предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом [3].
Очень четко это описано Рубинштейном: «Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, к которой все направлено. По мере того как тенденции опредмечиваются, т.е. определяется предмет, на который они направляются, они становятся все более осознаваемыми мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека» [5].
Но все намного сложнее в коллективной деятельности. Связь предмета действия и мотива коллектива с предметом действия и мотивом каждого члена коллектива определяется общественными (распределение ролей) и экономическими (распределение продукта совместной деятельности) отношениями в коллективе. В зависимости от этих отношений и определяются все общественно-политические формации (первобытно-общинные, феодальные, капиталистические, социалистические, коммунистические). Особая сложность здесь в том, что то, на что направлено действие отдельного человека, подчиняющееся этому новому отношению, само по себе может не иметь для человека никакого прямого рационального смысла, а иногда и противоречить ему: первобытный загонщик вспугивает добычу, и она убегает от него; наемный рабочий производит предметы, зачастую вообще не зная их назначения.
4. Цель
Потребность человека не порождает мотива – он дается только в объективных условиях, точно также мотив не порождает сознательную цель действия, «мотивы «стоят за целями», побуждают к достижению целей» [3], только в простейшем случае мотив соответствует цели. В общем случае непосредственно цели не даны в ситуации, необходимо целеобразование. Необходимо провести анализ предвидимых результатов возможных действий, адекватных мотиву и приводящих к удовлетворению потребности, увидеть промежуточные цели и осознать конечную цель.
Если мы голодны, то мы, чаще всего, не можем непосредственно представить себе предмет, который в данных условиях ее удовлетворит и поставить цель. Но мы можем пойти, например, в магазин, осознать, что мы сможем приготовить из продаваемых продуктов – наши мотивы, поставить цель, и приступить к ее реализации.
Это особое поведение, в котором предмет потребности явно не выражен или отсутствует: это – «поисковое поведение» [3]. «Как взрослый, так и ребенок действуют вначале слепо, непроизвольно, импульсивно и реактивно, т. е. совершенно несвободно и неразумно определяют свою деятельность по отношению к ситуации, внутри которой достигается цель» [1]. Если же в наличных объективных условиях деятельность субъекта не может привести к адекватная мотиву, то он остается потенциальным – будет ждать своего разрешения в дальнейших изменившихся условиях.
Целеобразование представляет особую проблему, «цели даны в конкретных обстоятельствах», но зона объективно адекватных целей никак не определена, а выделение осознанной цели, определение условий ее достижения, представляет собой практически не изученный процесс.
__________________
Версия для печати