Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
  Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Человек и организация. 7. Деятельность с социальной точки зрения

С социальной точки зрения деятельность детально рассмотрены в работах Талкотта Парсонса «Структура социального действия», «Ценности, мотивы и системы действия», «К общей теории действия. Теоретические основания социальных наук», в которых он обобщил и развил основные положения Вебера, Дюркгей­ма, Маршалла, Парето и других деятелей. В данном разделе приведены основные положения и выводы, которые можно сделать из его трудов [9].

7.1. Основные положения

Единичный акт деятельности включают в себя следующее:
  • предполагает субъект действия – «актора»;
  • цель - будущее положение вещей, на которое ориентировано действие, причем это положение вещей существенно отличается от того, которое можно было бы ожидать, если бы актор не предпринимал бы никакого активного вмешательства;
  • ситуация, разлагаемая, в свою очередь, на следующие составные части: (а) средства и (б) условия; 
  • некоторые нормативные стандарты выбора (нормы), в соответствии с которым цель связывается с ситуацией;
  • энергию или усилия, т.е. мотивацию.
Цели и нормативные правила должны рассматриваться на одном полюсе, - условия на другом, а средства и усилия — в качестве связующих звеньев между ними.

Социальное действие, - это такое действие, которое учитывает и наличие других акторов. Различные действия могут быть определены как:
  1. целерациональные — как средства для достижения рациональных целей; 
  2. ценностнорациональные - как осознанные в абсолютной (самой по себе) ценности для общества; 
  3. аффективные — эмоциональные, возникающие благодаря аффектам и состоянию эмоций, например, вспышка гнева; 
  4. традици­онные — возникающие благодаря установившейся практике как конкретное содержание норм.
Первые два типа рационального дей­ствия можно рассматривать как два полярно противоположных типов систем конечных целей. Существует, разумеется, большое число переход­ных типов между ними, смягчающих жесткость этого противопоставления, любая иерархия ценностей содер­жит элемент «этики принципа».

Социальные отношения - это «состо­яние установок» множества акторов, кото­рые, имеют дело друг с другом и, в связи с этим, ориентируются друг на друга. Социальные отношения, следовательно, заключаются в вероятности того, что при определенных обстоятельствах действие акторов становится предсказуемым, а любой актор, который не учитыва­ет интереса других в своем действии, вызывает тем самым их сопротивление, что является препятствием для до­стижения его собственных целей.
__________________
Версия для печати


:

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услугиуправленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025