Человек и организация. 7.2. Gesellschaft и Gemeinschaft
7.2. Gesellschaft и Gemeinschaft
В деятельности различают два основных вида социальных отношений: Gemeinschaft и Gesellschaft (их определения на русском не даны и будем использовать их в оригинальном написании), с помощью которых индивиды строят связи друг с другом.
Основной признак Gesellschaft — это «рациональное осуществление индивидуальных эгоистических интересов». Отношения рассматриваются субъективно как средство, с помощью которого индивид достигает своих целей. Мотив, побуждающий включаться в такие отношения, состоит в том, что они — наиболее эффективное средство для достижения целей, имеющееся в наличии в данной ситуации.
Gemeinschaft - прежде всего это — отношения солидарности, охватывающие широкую, скорее неопределенную, сферу жизни и интересов. Иначе говоря, это общность судьбы. Можно сказать, что внутри этой сферы отношений партнеры действуют и трактуют друг друга, как если бы они представляли солидарную единицу. Они участвуют в общих успехах и неудачах, не обязательно на равных, поскольку отношения Gemeinschaft органично включает в себя как функциональную, так и иерархическую дифференциацию. Но это специфическая сфера применения коммунистического принципа: «каждому по потребностям, от каждого по способностям».
Gemeinschaft и Gemeinschaft это, конечно, полярные типы, но между ними есть переходная область.
Целями в случае Gesellschaft являются конкретные, ограниченные цели, конкретный обмен благами или услугами, или же какая-то частная непосредственная цель, которая может быть достигнута сообща. Партнеры принимают на себя обязательства, в первую очередь моральные, но при необходимости подкрепляемые санкциями, отношения регулируются сферой «формальной законности».
Что касается целей Gemeinschaft, многие из них как таковые не осознаются, на подобные вопросы исключительно трудно дать ответ с обычной целеполагательной точки зрения. Действий производятся как способы выражения установок, а не способы достижения конкретных целей. Обязательства, как правило, неконкретизированы и неограничены. И если они вообще как-то определены, то в очень абстрактных понятиях. А контроль, если он и имеет место, то он находится скорее на периферии социальных отношений. Семья, дружба, например, — это отношения типа Gemeinschaft.
Если действие укладывается в систему отношений типа Gemeinschaft, то оно представляет отдельные формы выражения глубоко лежащих, наиболее постоянных установок. Это означает, что такие действия получают символическое значение в дополнение к значению, которое им присуще как действиям, благодаря чему существует тесная связь между Gemeinschaft и религией. Прежде всего, благодаря тому, что общим для них является определенный тип установки, бескорыстная преданность, включение в систему интересов, относящихся к данной области, и важная роль символизма. Таким образом, совершенно очевидно, что Gemeinschaft включает в себя моральный элемент в и ценностные социальные установки.
Можно сказать, что основа семьи и дружбы это то, что каждая из сторон ставит на первое место интересы другой стороны, и обе стороны гармонично развиваются. Не будет взаимности, то не будет ни дружбы, ни семьи, не будет и Gemeinschaft. Но если в семье отношения Gemeinschaft доминируют, то в дружбе эти отношения ограничены. Полностью они могут развиваться только на основе общей собственности.