Человек и организация. 7.3. Культура
7.3. Культура
Действие в схеме «средства — цель», как отмечалось, имеет, по крайней мере, двойную нормативную ориентацию, оно ориентировано на нормы эффективности и на социальные нормы. Социальная среда стала рассматриваться уже не как ряд фактов «природы», а как ряд правил морального долга. Но эти правила есть тоже не что иное, как эмпирические факты, значение которых заключается в их внутренней связи с действием в качестве средств контроля. При этом «священность» касается не только религиозных сущностей, воображаемых сущностей: бог, дух, и т.д., но и более широкой группы конкретных предметов, а также действий лиц в определенных обстоятельствах и т.д. «Единственное свойство, общее всем этим предметам, — святость, и она вообще не связана с их внутренними свойствами, они обладают ею только благодаря определенному отношению к ним — отношению «почитания» [9]. Человек чтит не священные вещи сами по себе, а нечто связанное с ними и вызывающее в человеке чувство почтения. Священные вещи священны потому, что они есть символы, с общим для них символическим отношением к источнику святости. Такие же символы – это наши моральные ценности, которые социальны в той мере, в какой они являются общепризнанными.
При этом играют роль не только сами символы, но и активные установки, связанные с символами, которые проявляются в определенных действиях или в «поведении», и этим действиям также общи свойства святости, и они также связаны со священными сущностями. Весь этот класс действий по отношению к «священным предметам» назван ритуалом. Это действия в самом строгом смысле слова, т.е. способы, с помощью которых актор достигает определенных целей, это — часть «серьезной жизни» [9].
Наконец, ритуал — это не просто проявление ценностных установок. Он имеет большое функциональное значение для социальной «солидарности», являясь способом оживления и укрепления общепризнанных ценностных элементов, которые остаются латентными при повседневной деятельности. Ритуал — один из основных защитных механизмов общества против тенденции к аномии - распада норм, регулирующих социальные взаимодействия и индивидуальное поведение.
Культурная традиция и эталоны имеют огромную значимость для системы личности и социальной системы. Известны три главных класса культурных эталонов.
- Системы идей или верований.
- Системы экспрессивных символов, например художественные формы или стили.
- Системы ценностной ориентации.
Для обеспечения стабильности всей социальной системы жизненно важным является наличие согласия по отношению к этим основным ориентациям выбора из альтернатив. Во всех обществах и более стабильными, и более эффективными являются те образцы
культуры, которые, хотя бы и с различными интерпретациями, с различными степенями конформизма, идиосинкразии, творчества, устойчивости, принимаются всеми — как членами общества, так и группами членов.
Культурный эталон может включаться в действие либо как внешний объект ситуации, либо как часть внутренней структуры его личности. Эти эталоны ценностной ориентации становятся эффективными руководителями поведения, метафорически выражаясь, можно сказать, что ценностная ориентация, которая является частью системы культурных ценностей, будучи инструментальной, осуществляет выбор, а не актор. И в этом не только большая важность культурных традиций и эталонов, но большая опасность при их неправильном формировании и использовании [10]. Независимость поведения от общей культуры весьма ограничена.
Все сказанное ничего не говорит о том, какими должны быть традиции, эталоны и идеалы. Об этом Эрик Фромм только то, что «Надо отличать подлинные идеалы от поддельных; различие между ними столь же фундаментально, как различие между правдой и ложью. Все подлинные идеалы имеют одну общую черту: они выражают стремление к чему-то такому, что еще не достигнуто, но необходимо для развития и счастья индивида» [11]. Он только не разграничивает идеалы индивида и общества. Учитывая то, что: «любую деятельность можно оценивать, пользуясь лишь одним критерием: ее полезностью для общества» [12], можно предположить, что идеалы общества должны быть направлены на развитие индивида, а идеалы индивида – на развитие общества, такая взаимность может принести наибольший эффект.