Человек и организация. 8.7. Коллективный мотив. Развитие мотивов
8.7. Коллективный мотив
Если рассматривать коллектив как субъект, то коллективный мотив – это или предмет удовлетворения потребности членов коллектива, который эффективнее создавать коллективно (или и можно создать только коллективно), или, опять же, предмет удовлетворения потребности общества, или просто деньги.
8.8. Развитие мотивов
Как видно, в наше время первоначальный мотив удовлетворения личных потребностей, а далее коллективных потребностей и потребностей общества, трансформируется в мотив получения денег. Выбирая работу, в большинстве случаев, интересует два вопроса: интереса к работе и заработной платы. Выбирая интерес к работе, мы выбираем удовлетворение потребностей и собственных, и других людей. Выбирая зарплату, мы выбираем деньги, и потребности других людей нас не интересуют, не интересует ни сама работа, ни ее качество: отработать, и получить свои деньги. Фактически, в производственной сфере, человек перестает быть человеком, превращается в машину по производству денег, которую можно в случае надобности можно наладить любым способом, но она будет «производить деньги» так же правильно, как и раньше [15].
Роль денег в нашем мире преувеличенно велика: «В нашей цивилизации есть одна вещь, которая, как кажется, действительно обладает магической силой; это деньги. Многие люди считают, что с помощью денег можно сделать все. Поэтому неудивительно, что честолюбие и тщеславие приводит их к одержимости приобретением денег и собственности» [12].
8.9. Отсутствие мотива
Известна старая притча: Трёх работников, перевозивших тяжелые камни, спросили, чем они занимаются: - «Толкаю эту проклятую тачку!» – ответил первый, «Зарабатываю на хлеб», ответил второй, «Строю храм божий», ответил третий. Здесь как раз и отмечены три случая из п.7.8.: интереса к работе, интереса к деньгам, и отсутствия всякого интереса, только в обратном порядке. Конечно, наибольшую пользу обществу принесет тот, кто имеет высокую общественную цель и «строит храм божий», собственно и обществу, и себе, именно он и является подлинным человеком, человеком с социальной точки зрения. Тот, «кто зарабатывает на хлеб» также ставит перед собой цели, добивается их достижения и, в итоге, приносит пользу обществу. Оба они могут познать радость победы, если добьются своей цели, или горечь поражения, если их цель не будет достигнута.
«Из всех живых существ, населяющих нашу планету, один лишь человек не хочет смириться со своею судьбой. Все остальные подчиняются породившим их силам, и когда эти силы оборачиваются против них, пассивно обрекают себя на вымирание» [16]. Последнее утверждение как раз и относится к тому, кто «толкает эту проклятую тачку», он не имеет целей, он смирился со своей судьбой, и готов безропотно принять любой результат. «Если смириться со своей участью и покориться неизбежному, к вам не найдут доступа ни радость, ни печаль» [17]. Хоть он и человек, но скорее человек «биологический», он не делает свою судьбу, он «плывет по течению».
Альберт Бандура связывает это с понятием самоэффективности, как убеждения человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь. «Когда люди с высокой самоэффективностью встречаются с неблагоприятной ситуацией, они обычно умножают свои усилия, стараясь изменить окружающую среду. Но, когда низкая самоэффективность сочетается с неблагоприятной окружающей средой, человек ощущает апатию, считает себя беспомощным и склонен мириться со своим положением» [18].
Ели же рассмотреть деньги, как мотив, то они ведут к доминанте потребления, когда социальный статус человека определяется тем, какой у него счет в банке, какие у него автомобиль, дом, недвижимость за границей, невзирая на то, как он зарабатывает свои деньги, честным трудом, или взятками, подкупом, воровством. Такого человека не увидишь среди каменщиков. Да и любая работа для него – это только личный интерес, полное пренебрежение потребностями других людей, и другие люди существуют для него только в том плане, что они могут ему дать, только исходя из этого, он и выстраивает свои «социальные» отношения.
В современном мире деньги и материальные потребности заняли несоответствующую доминирующую роль. «XXI век- век психологии. Почему? Освобождение. Рост творческого начала: материальные потребности -> в условия; духовные -> в доминантные» [19].