Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Человек и организация. 9. Мотив - деньги. Иерархия мотивов

9. Мотив - деньги

Появление денег совершенно объективно, но открыв деньги, человечество открыло «ящик пандоры», который, при несоответствующем использовании, может стать, и уже становится, источником бедствий и страданий.
 
Самое главное, «потребность – деньги», и потребность удовлетворения потребностей общества, – это две совершенно разные, если не противоположные, потребности. Потребность – деньги, также опирается на потребности общества, но она формирует потребности, не соответствующие интересам общества, разлагает и человека, и общество. «Потребность в деньгах как новая потребность выполняет функцию ограничителя всех других потребностей, и тем самым традиционные потребности человека перестают играть ведущую роль» [20].
 
При этом отличительное внутреннее свойство самих денег заключается в том, что они могут эффективно функционировать только в свободном экономическом обществе, что является самой основой функционирования денег. В противном случае используемая форма денег превращается в фактор закабаления человека [14]. Именно несвобода нашей экономики и преувеличенная роль «потребность – деньги» родила коррупцию: на деньги можно все: «купить» выгодный заказ, устранить конкурента, обойти закон, провести «нужный» закон, «купить» государственную должность, «купить» результаты выборов, и т.д. Ликвидировать и личные и коллективные свободы.
 
10. Иерархия мотивов

Разные мотивы имеют разную ценность для человека, причем, иерархия ценности индивидуальна, и даже зависит от времени – изменяется при изменении условий и развитии человека. Первую иерархию построил Маслоу [22]:
  • Физиологические потребности.
  • Потребность в безопасности.
  • Потребность в принадлежности и любви.
  • Потребность в признании.
  • Потребность в самоактуализации.
  • Потребность в познании и понимании.
  • Эстетические потребности.
Но он отмечал, что эта не жестко фиксированная структура потребностей и иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд [22]. Понятно, например, что физиологические потребности не являются для современного человека доминирующими, но, если он голоден, он вынужден отложить все свои дела и принимать пищу. В тоже время известно много фактов, когда ради высших идеалов люди осознанно обрекали себя на голодную смерть.

В иерархии мотивов человека очень много определяет его культура – внутренние нормы, ценности и идеалы человека. Можно даже сказать, что именно внутренняя культура определяет иерархию потребностей каждого человека. А ее, в свою очередь, в большинстве определяет культура социума, в которой существует человек (раздел 6.3.). Таким образом, иерархию потребностей человека создает само общество – это те ценности и идеалы, которое оно пропагандирует. Которые, однако, преломляются через каждую конкретную личность.
__________________
Версия для печати


:

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025