Решение проблемы мотивации персонала. Бюрократия М. Вебера
Начало статьи |
|
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Мотивация и оплата труда. 2018. №3 |
БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ М. ВЕБЕРА — ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП ОРГАНИЗАЦИИ
Первая четко сформулированная концепция, направленная на достижение целей предприятия, — это идеальный тип бюрократии М. Вебера (1921 г.) [3]. Ее появление было вызвано требованиями времени: повышением степени разделения труда, появлением крупных промышленных предприятий. Бюрократия была и до М. Вебера, он же сформулировал ее основные обязательные составляющие: иерархию (четко очерченные поля компетенции, область полномочий и ответственность перед вышестоящим начальником) и безличность (соответствие деятельности определенному набору правил, исключающих как произвол, так и фаворитизм), а также ряд других положений, формализующих деятельность.
При такой системе человек ощущает себя находящимся на службе некоей безличной объективной цели, а не в подчинении какого-либо конкретного лица, и «вместо человеческого участия, покровительства, ласки, благодарности и гнева... современная культура требует от административного аппарата, который ее поддерживает, деловитости и специализации. Современная бюрократия безлична. . . Капиталистическое производство требует такого судебного и административного аппарата, деятельность которого должна соответствовать постоянным правовым нормам и рациональной калькуляции подобно тому, как калькулируется эффективность машины» [3].
Модель М. Вебера предстает не экономической системой, а своеобразным культурным этосом, для которого свойственны специфические хозяйственные отношения, форма организации, мотивация и система материальных и духовных ценностей [7]. Институт бюрократии стоит не на законах экономики, не на правах собственности, как свободный рынок, а на рациональной власти руководителя при управлении внутренними транзакциями с подчиненными. При этом «реализация человеческих потребностей происходит посредством различных типов коллективной деятельности, в результате чего образуются существенно различающиеся типы общественного бытия людей. Водоразделом между этими типами является мотивация, целеполагание, специфические для каждого данного типа деятельности» [8, с. 175].
Особо необходимо отметить, что идеальный тип бюрократии невозможен без мотивации. Ведь, не имея соответствующего мотива, человек никогда не будет действовать рационально с точки зрения предприятия, не будет создавать и поддерживать саму рациональную организацию.
На наш взгляд, основная проблема бюрократии по М. Веберу в том, что, провозглашая рациональность для достижения целей предприятия, она никак не решает вопросов целеполагания, не затрагивает вопросов мотивации персонала. Она игнорирует личные цели и интересы человека, фактически подразумевает, что интересы предприятия, руководства, специалистов и рядовых сотрудников уже согласованы, а цели поставлены, ведь только при этом все они могут действовать рационально и в интересах предприятия. Однако на практике это далеко не так, как писал Г. Эмерсон: «Если бы мы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию, сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все они действовали в одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные. Но поскольку на деле все они тянут в разные стороны, равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной» [9, с. 45]. Реальная бюрократия невозможна без мотивации человека на цели предприятия.
Рассмотрим основные известные виды мотивации персонала.