О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
02.02.2014

Стимулирование и мотивация

Термины «стимулирование» и «мотивация» используются довольно часто, но зачастую с различным смыслом. Для того, что бы правильно понять и применять их, рассмотрим вначале термины «стимул» и «мотив».
 
МОТИВ (лат. moveo - приводить в движение, толкать) - внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении [Словарь по этике. – 1981].

СТИМУЛ (от лат. stimulus — острая палка, к-рой погоняли животных) — внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность [Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – 2003].

Различия очевидны: мотив – внутреннее осознанное побуждение к деятельности по достижению предмета удовлетворения потребности, стимул – внешнее воздействие формирующее внутренние мотивы человека. При этом внешний стимул далеко не всегда формирует у человека нужную мотивацию к деятельности, может даже вызывать прямо противоположную деятельность.

Отсюда можно дать определение стимулированию и мотивации:
Стимулирование – создание системы внешних стимулов для формирования требуемой мотивации и деятельности.
Мотивация (по отношению к другому индивиду) – создание системы внешних стимулов для формирования требуемой мотивации и деятельности.
Мотивация (по отношению к самому себе) – определение предмета удовлетворения собственной потребности и осознанная необходимость в совершении деятельности по достижению этого предмета.

Таким образом стимулирование и мотивация персонала – это в принципе одно и тоже. Не можем мы без создания соответствующих стимулов создать внутренний мотив у другого человека. Использование термина здесь может давать только «окраску»: стимулирование – создание стимулов без особого учета культуры и потребностей сотрудников, мотивация – создание стимула с максимальным учетом культуры и потребностей сотрудников.

Самое главное, для того, чтобы наши стимулы вызывали требуемую нам мотивацию и деятельность сотрудников, надо хорошо знать своих сотрудников, их культуру, их потребности. Использовать мотивацию сотрудников.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Стимулирование и мотивация"



07.02.2015 11:26  Валентина

В чем заключается стратегия создания системы мотивации?

07.02.2015 13:39  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любая стратегия исходит из необходимости достижения поставленной цели. А цель – это предвидение самого результата и процесса его достижения. Мы должны четко представить достигаемый результат, принципы (политики, средства) его достижения. А далее программу его достижения – конкретные планы действия и необходимые для этого ресурсы.

Покажем очень кратко эти моменты в нашем понимании, только основы.

Цель
Коллектив, эффективно действующий для достижения цели предприятия, заинтересованный в достижении цели предприятия. Желательно поставить общую цель – насколько мотивация увеличит конкретные результаты предприятия.

Политики
Цель предприятия должна быть известна коллективу и разделяться коллективом. Это должна быть не только экономическая, но и социальная общественно необходимая цель – основа нематериальной мотивации. Коллектив должен получать определенную часть экономического эффекта предприятия – основа материальной мотивации.

Программы
Программы создания системы мотивации. Ответственный – руководитель предприятия (никак не другое должностное лицо), участники – руководители всех подразделений, согласование с коллективом. Желательно участие внешних консультантов специализирующихся в данном направлении. Определение требуемых ресурсов. Оценка достигнутых результатов, эффективности вложенных ресурсов.


07.02.2015 15:12  Валентина

Спасибо!

А какая связь между мотивацией и культурой?


07.02.2015 19:11  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Культура коллектива предприятия всегда имеет две компоненты: ориентированную на личные цели коллектива и ориентированную на цели предприятия. Мотивация определяет компоненту ориентированную на цели предприятия.

Если мотивации нет, то коллектив ориентирован только на свои личные цели. Соответственно и культура коллектива направлена в себя, на достижение личных целей коллектива (работа с прохладцей, длительные перекуры, личные дела в рабочее время, и т.д.).

Если есть серьезная мотивация направленная на достижение целей предприятия, то формируется культура, ориентированная на достижение целей предприятия – корпоративная культура (Аркадий Пригожин).


10.04.2017 19:42  Инга

Всегда ли нужна система мотивации?

10.04.2017 21:12  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любую деятельность человек совершает только тогда, когда у него есть для этого свой личный мотив. Так что в любой компании мотивация необходима всегда.
Наиболее эффективная система мотивации - когда вознаграждение человека пропорционально его вкладу в результат компании. Наименее эффективна - при повременной оплате, тогда единственный мотив - это не деятельность в интересах компании, а избегание возможного наказания.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Стимулирование и мотивация", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Человеческий фактор"

06.01.2020 19:05   Вера   Статья: Мотивация, KPI и культура организации

Почему нельзя без организационной культуры?


06.01.2020 22:46   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.т Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Мотивация, KPI и культура организации

Не просто нельзя - предприятий без организационной культуры не существует (точнее организационная культура еще не существует при самой организации предприятия, когда она еще не успела сформироваться, или при очень большой текучке кадров). Другой вопрос, что организационная культура может быть ориентирована как на цели предприятия (такую культуру называют корпоративной), так и на личные цели персонала, даже с нанесением ущерба предприятию.
Так что можно сказать, что предприятие не может осуществлять эффективную деятельность без организационной культуры направленной на достижение целей предприятия, не может без корпоративной культуры.



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

21.12.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020