О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(193)Гайд по организации и управлению предприятием

Общее, предметное и параметрическое целеполагание

29.07.2013
В статье «Современная организация: целеполагание и целеосуществление» [1] отталкиваясь от исходных фиктивных целей Альфреда Адлера были определены три уровня целеполагания:
1) Фиктивные цели развития и превосходства
2) Общее целеполагание – определение общих экономико-социальных целей и политик.
3) Предметное целеполагание – определение конкретных предметных результатов деятельности.
Кроме этого, используется и другой вид целеполагания, который зачастую подменяет и общее, и предметное целеполагание:
4) Параметрическое целеполагание – определение параметров деятельности (показателей деятельности).
1. Альфред Адлер так писал о цели развития и превосходства: «эта цель фиктивна, поскольку она расплывчатая и неустойчивая, развивающаяся вместе с человеком, не поддающаяся измерению, созданная бессознательными силами, она не имеет реального существования и поэтому ее нельзя полностью определить в терминах причины и следствия. Но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [2].
 
2. «Конкретная форма» целей развития и превосходства – это те общие цели и политики, которые ставит перед собой человек, организация: сфера деятельности и общие экономико-социальные результаты которые должны быть достигнуты. Человек выбирает именно ту сферу деятельности, в которой он может достичь своих целей развития и превосходства, и ставит перед собой те общие экономико-социальные цели, которые он в состоянии достичь, имеет соответствующие компетенции и ресурсы.
От фиктивной цели человек переходит к общей цели, но результат ее пока еще «не опредмечен», а поэтому и недостижим, необходимо перейти к предметной цели.
 
3. Необходимо поставить не только общие цели, а и цели в предметной области: сформулировать в выбранной сфере деятельности те конкретные предметные результаты, которые он хочет осуществить для достижения своих общих целей. Например, человек выбирает сферу бизнеса по производству определенного вида продукции или услуг, и он определяет конкретные продукты, которые он будет производить, объемы производства, обеспечивающие достижение его общих целей, уточняет экономико-социальные результаты, при необходимости и корректируя их.
 
Предметное целеполагание определяет номенклатуру и объемы выпуска продукции исходя из имеющихся компетенций и ресурсов, уточняет общие цели. Предметное целеполагание довольно легко проводится в сфере товаров, но в сфере услуг уже достаточно сложно, еще сложнее в сфере государственных и общественных организаций, фактически, это тоже сфера услуг. Однако и здесь предметное целеполагание реализуемо [3].
 
4. Сложность предметного целеполагания обусловила параметрическое целеполагание, когда в качестве цели ставится не конечный результат деятельности, а параметры – показатели деятельности. Это система сбалансированных показателей Каплана и Нортона.
 
Каплан и Нортон писали: «Для достижения выдающихся результатов менеджеры, подобно пилотам, должны иметь все необходимые датчики, обеспечивающие их разнообразными показателями о состоянии “окружающей среды” и “хода выполнения полета”» [4]. Это совершенно правильно, но если пилот будет просто поддерживать все показатели на заранее заданном уровне, то совершенно неизвестно, куда он прилетит.
 
Показатель не может быть самоцелью, на достижение которой направляется деятельность организации и мотивируются члены организации. Основное – это цель, доставить такой-то груз, в такую-то точку, в такой-то срок, с такими-то затратами, т. е. предвидимый конечный результат. Составляется график полета с промежуточными точками, в полете, конечно, летчик пользуется показаниями приборов и поддерживает значение показателей такими, какими он считает нужными при данных условиях внешней среды, которые будут наиболее эффективными в данных конкретных условиях. Летчику не ставится цель поддерживать показания каждого прибора на заданном уровне, и его деятельность не оценивается по тому, насколько четко он выдерживал заданные показания приборов во время полета, оценка идет по конечному результату – доставке груза в заданную точку в заданное время с заданными затратами. Но никак не по показателям полета.
 
При параметрическом целеполагании организация работает на достижение косвенных показателей, а результат: что получили, то и получили, его предвидение просто отсутствует [5]. При управлении ставя вместо конечного результата только некоторые показатели (параметры деятельности), мы добиваемся только достижения этих показателей, а конечный результат остается в стороне, и каким он окажется на практике предсказать очень трудно, а то и невозможно [6]. Целеосуществление при параметрическом целеполагании – просто осуществление заданных параметров деятельности. И в некоторых случаях достижение заданных параметров деятельности может приводить даже к удалению от требуемого конечного результата.
 
Список литературы
 
1. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Современная организация: целеполагание и целеосуществление // Приволжский научный вестник №8 2013 г.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1995. - 296 с.
3. Жемчугов А.М. Современная организация: менеджмент услуг // Проблемы экономики и менеджмента №7 2013 г.
4. Каплан Роберт, Нортон Дейвид. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008 г. - 320 с.
5. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цели организации, конечные результаты и показатели деятельности // Проблемы экономики и менеджмента №11 2012 г., с. 3-12.
6. Жемчугов А.М. Фиктивные цели и конечные результаты // Проблемы экономики и менеджмента №12 2012 г. с. 3-10.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Общее, предметное и параметрическое целеполагание"

04.08.2013 12:44  Amy69

Цитата:
Целеосуществление при параметрическом целеполагании – просто осуществление заданных параметров деятельности. И в некоторых случаях достижение заданных параметров деятельности может приводить даже к удалению от требуемого конечного результата.
Я не поняла, цель же ведь может быть выражена в конкретных параметрах?


04.08.2013 16:06  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Параметрическое целеполагание - это когда задаются показатели не результата, а самой деятельности. Например, среднее время обучения сотрудника, показатели дисциплины, и т.д. Они, конечно, имеют отношение к эффективности достижения цели, но на них нельзя осуществлять мотивацию. Иначе задаваемые показатели будут достигнуты, а цель - результат деятельности - нет.
Известный факт, в МВД задается показатель расрываемости преступлений. И это приводит к тому что он достигается с применением самых неэтичных, а то и преступных методов, а преступность при этом только растет - сами полицейские совершают преступления в погоне за показателями.


03.11.2021 17:20  Андрей

Основные проблемы целеполагания и пути их решения?

03.11.2021 20:45  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основная проблема целеполагания заключается в том, что у наемных руководителей доминируют личные интересы, а не интересы предприятия. Это хорошо определяют следующие две цитаты.

«Если каждому из руководителей среднего уровня каждый раз, когда он принимает решение, предоставляется право определять цели организации, он может использовать личные цели, а не цели организации, и в таком случае данное подразделение организации будет функционировать для оптимизации благосостояния данного руководителя» [Янг С. 1972. Системное управление организацией. М.: Советское радио, с. 55]

«Субъект управления (он же – субъект развития) ставит задачи (управленческие задачи) прежде всего для самого себя, а не для кого-то еще» [Киселев Д.А. Управление общественным развитием как глобальная философская проблема // Век глобализации. 2013. № 1, с. 35].

А путь решения этой проблемы можно понять из первой цитаты Стели Янга. Оплата топ-менеджеров, как правило, привязана к результатам предприятия, и они лично заинтересованы в постановке высоких целей предприятия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Общее, предметное и параметрическое целеполагание", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022