Общее, предметное и параметрическое целеполагание
В статье «Современная организация: целеполагание и целеосуществление» [1] отталкиваясь от исходных фиктивных целей Альфреда Адлера были определены три уровня целеполагания:
1) Фиктивные цели развития и превосходства
2) Общее целеполагание – определение общих экономико-социальных целей и политик.
3) Предметное целеполагание – определение конкретных предметных результатов деятельности.
Кроме этого, используется и другой вид целеполагания, который зачастую подменяет и общее, и предметное целеполагание:
4) Параметрическое целеполагание – определение параметров деятельности (показателей деятельности).
1. Альфред Адлер так писал о цели развития и превосходства: «эта цель фиктивна, поскольку она расплывчатая и неустойчивая, развивающаяся вместе с человеком, не поддающаяся измерению, созданная бессознательными силами, она не имеет реального существования и поэтому ее нельзя полностью определить в терминах причины и следствия. Но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [2].
2. «Конкретная форма» целей развития и превосходства – это те общие цели и политики, которые ставит перед собой человек, организация: сфера деятельности и общие экономико-социальные результаты которые должны быть достигнуты. Человек выбирает именно ту сферу деятельности, в которой он может достичь своих целей развития и превосходства, и ставит перед собой те общие экономико-социальные цели, которые он в состоянии достичь, имеет соответствующие компетенции и ресурсы.
От фиктивной цели человек переходит к общей цели, но результат ее пока еще «не опредмечен», а поэтому и недостижим, необходимо перейти к предметной цели.
3. Необходимо поставить не только общие цели, а и цели в предметной области: сформулировать в выбранной сфере деятельности те конкретные предметные результаты, которые он хочет осуществить для достижения своих общих целей. Например, человек выбирает сферу бизнеса по производству определенного вида продукции или услуг, и он определяет конкретные продукты, которые он будет производить, объемы производства, обеспечивающие достижение его общих целей, уточняет экономико-социальные результаты, при необходимости и корректируя их.
Предметное целеполагание определяет номенклатуру и объемы выпуска продукции исходя из имеющихся компетенций и ресурсов, уточняет общие цели. Предметное целеполагание довольно легко проводится в сфере товаров, но в сфере услуг уже достаточно сложно, еще сложнее в сфере государственных и общественных организаций, фактически, это тоже сфера услуг. Однако и здесь предметное целеполагание реализуемо [3].
4. Сложность предметного целеполагания обусловила параметрическое целеполагание, когда в качестве цели ставится не конечный результат деятельности, а параметры – показатели деятельности. Это система сбалансированных показателей Каплана и Нортона.
Каплан и Нортон писали: «Для достижения выдающихся результатов менеджеры, подобно пилотам, должны иметь все необходимые датчики, обеспечивающие их разнообразными показателями о состоянии “окружающей среды” и “хода выполнения полета”» [4]. Это совершенно правильно, но если пилот будет просто поддерживать все показатели на заранее заданном уровне, то совершенно неизвестно, куда он прилетит.
Показатель не может быть самоцелью, на достижение которой направляется деятельность организации и мотивируются члены организации. Основное – это цель, доставить такой-то груз, в такую-то точку, в такой-то срок, с такими-то затратами, т. е. предвидимый конечный результат. Составляется график полета с промежуточными точками, в полете, конечно, летчик пользуется показаниями приборов и поддерживает значение показателей такими, какими он считает нужными при данных условиях внешней среды, которые будут наиболее эффективными в данных конкретных условиях. Летчику не ставится цель поддерживать показания каждого прибора на заданном уровне, и его деятельность не оценивается по тому, насколько четко он выдерживал заданные показания приборов во время полета, оценка идет по конечному результату – доставке груза в заданную точку в заданное время с заданными затратами. Но никак не по показателям полета.
При параметрическом целеполагании организация работает на достижение косвенных показателей, а результат: что получили, то и получили, его предвидение просто отсутствует [5]. При управлении ставя вместо конечного результата только некоторые показатели (параметры деятельности), мы добиваемся только достижения этих показателей, а конечный результат остается в стороне, и каким он окажется на практике предсказать очень трудно, а то и невозможно [6]. Целеосуществление при параметрическом целеполагании – просто осуществление заданных параметров деятельности. И в некоторых случаях достижение заданных параметров деятельности может приводить даже к удалению от требуемого конечного результата.
Список литературы
1. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Современная организация: целеполагание и целеосуществление // Приволжский научный вестник №8 2013 г.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1995. - 296 с.
3. Жемчугов А.М. Современная организация: менеджмент услуг // Проблемы экономики и менеджмента №7 2013 г.
4. Каплан Роберт, Нортон Дейвид. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008 г. - 320 с.
5. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цели организации, конечные результаты и показатели деятельности // Проблемы экономики и менеджмента №11 2012 г., с. 3-12.
6. Жемчугов А.М. Фиктивные цели и конечные результаты // Проблемы экономики и менеджмента №12 2012 г. с. 3-10.