Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Удаленная разработка организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»
Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»
Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»
Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»
Основные публикации
|
|
14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Выводы по разделу 1
Начало статьи
1.7. Выводы по разделу 1. Социально-экономические отношения в деятельности человека
Вся история человечества показывает два вида вида экономической деятельности – экономик дара/обмена [43] – и соответственно два вида экономических отношений между людьми – альтруизма/эгоизма [42]. Подобные дихотомии в отношениях людей вызывали большой интерес и рассматривались издавна. Их отмечали и Ф. Теннис (1887) – Gemeinschaft/Gesellschaft [44], и Э. Дюркгейм (1893) – органическая/механическая солидарность [45], и М. Вебер (1912) – Vergemeinschaftung/Vergesellschaftung [46].
К трем экономическим транзакциям Дж. Коммонса необходимо добавить четвертую транзакцию – транзакцию дара, которая составляет дихотомию с трансакцией сделки. При этом на практике большинство транзакций торга сопровождаются транзакциями дара. И это имеет фундаментальное значение в деятельности человека – именно путем дарения создаются духовные взаимоотношения, именно транзакции дара формируют ценности как предпочтительные нормы и принципы деятельности, они определяют культуру и институциональную среду. Транзакции дара и торга также образуют дихотомию. Только если мы будем иметь только чисто рациональные транзакции торга, то получим чисто механистическую систему. К счастью это невозможно и социальная система – это не механистическая система.
Как отмечал Ч. Барнард, численность малой группы не может превышать 15 человек, практически – 5-6 человек. Причем размер группы ограничивается не только возможностями коммуникации, но и ограничениями альтруистичности группы – чем меньше группа – тем более наблюдаемы отношения эгоизма, нарушающие эффективность деятельности группы. Это объясняется и сложностью внутреннего контроля большей численностью, и меньшими внутренними мотивами – чем больше размер группы, тем меньший результат получает участник от своего вклада в общий результат.
Эффективная группа должна иметь разделяемую общую цель определяющую направление развития группы, конкретизированные разделяемые цели на предвидимый период времени (формирование этих целей – это тоже результат деятельности группы), права собственности членов группы (согласованные при постановке цели) на предвидимые результаты, веру в достижение принятой цели.
Большие группы создаются из малых – руководители этих малых групп образуют свою малую группу, имеющую своего руководителя. Подобным образом могут быть созданы группы любой численности. Сплоченность и единство большой группы обеспечивается тем, что каждый руководитель одновременно является и членом вышестоящей группы, и руководителем своей группы. Каждая группа имеет свою конкретную цель и, соответственно и свой институт. При этом цель группы является декомпозицией цели вышестоящей группы, а ключевые положения института группы, являются конкретизацией положений института вышестоящей группы.
Организация больших групп – предприятий – может быть построена на разных принципах: кооперативном (как и в малых группах), и принципе рациональной бюрократии М. Вебера19. При этом последняя получила преимущественное распространение. Поэтому можно сказать, что в дополнение в отмеченным выше дихотомиям экономической деятельности можно добавить и дихотомию командно-административная организация – кооперативно-партнерская организация. А в целом – это дихотомии отношений альтруизма/эгоизма между людьми, экономик дара/торга, административной/партнерской организации деятельности.
____________________
19 М. Вебер отмечал еще харизматическую организацию, базирующуюся на лидерстве, и традиционную организацию, базирующуюся на власти и подчинении [83]. В харизматической организации общепризнанный лидер обращает коллектив в «свою веру» – создает группу единомышленников, действующих во имя принятой цели лидера в основном на базе экономики дара. Традиционная организация «основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях» [83], а не навере в цель, стоящую перед организацией, как в рациональной бюрократии. Традиционная организация также имеет место в современных организациях, но она нерациональна по своему определению и, соответственно, неэффективна.
__________________ Версия для печати
Отзывы, комментарии и вопросы по статье: "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход"
26.12.2020 21:44 Виталий
Судя по статье, наиболее эффективна партнерская организация предприятия когда часть достигаемого результата предприятия принадлежит коллективу. Так почему мы не видим партнерских предприятий?
| 26.12.2020 22:33 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Организация, когда часть достигаемого результата предприятия принадлежит коллективу, отлично показала себя в малых группах численностью 5-6 человек. И это отмечалось более 100 лет назад, отмечается и сейчас. В больших же группах этому препятствует эгоистичная сущность человека - чем больше группа, тем меньше вклад каждого члена в ее результат, тем менее он ощутим. И здесь неизбежно появляются «сачки», «халявщики», «безбилетники». А выявлять их и бороться с ними могут только малые тесно сотрудничающие группы. Теория предприятия как системы партнерских иерархических малых групп только развивается, но, как и все новое, не принимается официальной наукой. Тем не менее принципы построения такой системы уже опубликованы в наших статьях и не вызывают сомнений - какое либо опровержение, или даже критика их, отсутствует.
|
Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
|
|