ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ

В современной конкурентном мире, для отстаивания своего достойного места, высокого имиджа, каждому предприятию необходимо постоянное развитие. В этом направлении наша компания с 2006 года проводила консалтинговые услуги по повышению эффективности наших предприятий. При этом мы постоянно сочетали теорию и практику разрабатывая и апробируя необходимую методику. В итоге мы получили необходимый инструмент: "Единую солидарную систему регламентов – ЕССР". Эта методика научно обоснована трудами классиков и лауреатов Нобелевских премий по экономике, полностью открыта  PDF ,  PDF , проста и даже самоочевидна. Охватывает и все уровни иерархии, и все необходимые факторы деятельности. Имея такой инструмент, наши консалтинговые услуги обеспечивают нашим заказчикам:

  • Неразрывную вертикаль власти в предприятии: от собственника до каждого рядового сотрудника. Вертикаль – направленную на достижение целей предприятия.
  • Самоорганизацию коллектива на достижение целей предприятия – высокую корпоративную культуру.
  • Повышение эффективности предприятий наших заказчиков до максимально возможных значений. В среднем 2-4 раза, в зависимости от ситуации, и более.
  • Снижение в 2-3 раза загрузки руководителей и повышение эффективность управления предприятием.

Ни одна консалтинговая компания не имеет системной методики организации и не может обеспечивать Вам подобных результатов.

Требуются консультанты, имеющие опыт руководящей работы и знание "Единой солидарной системы регламентов – ЕССР" Email: info@corpsys.ru
.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг Современный менеджмент
Мотивация, культура, институты
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2024

Начало статьи

2.3.4. Трансакця целеполаганияв кооперативной и партнерской системх

Трансакция целеполагания в кооперативно-партнерской организации, как и в командно-административной, также включает две трансакции рационирования. Только это уже другие трансакции, и они осуществляйся только совместно, а не поочередно – трансакция целеполагания предполагает процесс одновременной выработки цели и распределения средств ее достижения и прав собственности на предвидимые результаты между участниками. В командно-административной системе окончательное решение за собственником. В кооперативной системе без иерархии37  «руководителемявляется объединенный разум» [64, с. 653], который и является «третьей стороной» [88, с. 71]. В кооперативной системе на нижних уровнях иерархии, где непременно имеются формальный ответственный руководитель, решение формулируется совместно, но принимается руководителем – и участником, и третьей стороной. Аналогично и на всех уровнях партнерской организации.

В первую очередь необходимо еще раз особо отметить, что цель – это предвидимый результат и средства его достижения [39]. Ведь цель без средств – это только «хотение» [37, с. 220]. «Деятельность, называемая решением человеческих проблем, в основном представляет собой форму анализа средств, который направлен на обнаружение описания процесса пути, ведущего к желаемой цели» [40, с. 479]. И «все проблемы, которыми мы озабочены, это только проблемы средств» [35, с. 278]. Более того, «решения же по поводу целей в каком-либо адекватном смысле этого слова принимаются исключительно потребителями, т.е. лицами, вообще не имеющими отношения к производственной организации» [35, с. 278]. Цели предприятия должны анализироваться с точки зрения конечного потребителя продукции предприятия и других заинтересованных сторон.

В кооперативно-партнерской системе целеполагание, как уже отмечалось, производится коллективно на основании консенсуса38, ведь процесс группового целеполагания наиболее эффективен – групповая работа включает в себя и дополнительные процессы, такие как коммуникация и совместное планирование, командная обратная связь[81].Но все это в том случае, если члены команды ожидают, что их индивидуальные вклады в коллективный продукт будут оценены [81]. И здесь «владение собственностью является необходимым условием принятия на себя подлинной ответственности» [35, с. 293]. В кооперативной системе собственности участников на активы предприятия и результаты деятельности, в партнерской системе – собственности участников на результаты деятельности. И такое «групповое целеполагание дало высокую сплоченность группы и идентификацию команды» [81, с. 250]. И это целеполагание должно, исходя из общих целей предприятия, выработать конкретные предметные цели. При этом «достижение конкретных, трудных целей должно приводить к более высокой эффективности, чем стремление к неопределенным, неопределенным или вообще отсутствующим целям (эффект специфичности цели). <…> производительность улучшается, когда люди ставят перед собой конкретные, сложные цели (по сравнению с намерениями “я делаю все возможное”)» [81, с. 245].

Исходя из материалов предыдущего раздела можно сказать, что основной вопрос коллективного предпринимательства, в отличие от индивидуального, – это совместное нахождение таких средств, определение и принятие такой цели, при которых общий предвидимый результат удовлетворяет личные потребности членов группы. Это принятие общей разделяемой цели совместно с распределением прав собственности участников на предвидимый результат [1]. Требование совместности определяется тем, что если участники не будут знать своих прав собственности на предвидимые результаты, то они не будут заинтересованы и в постановке высоких целей.

Вопросы прав собственности затрагивались во многих предыдущих разделах,приведем здесь без комментариев несколько цитат А.А. Аузана: «Права собственности – это санкционированные отношения между экономическими агентами, касающихся использования ограниченных ресурсов. <…> Закрепление прав собственности является условием экономического обмена. Обмен легко осуществим, когда индивиды обладают правами на обмениваемые блага, эти права определены и признаны участниками сделки» [88, с. 55]. «Спецификация прав собственности – это определение объекта права, субъекта права, набора правополномочий, которыми располагает данный субъект, а также механизма, обеспечивающего его соблюдение. Спецификация прав собственности способствует созданию устойчивой экономической среды, уменьшая неопределенность и формируя у индивидуумов стабильные ожидания [веру – прим. авт] того, что они смогут получить в результате своих действий и на что они смогут рассчитывать в отношениях с другими экономическими агентами. <…> Спецификация прав собственности в большинстве случаев предполагает создания режима исключительности. <…> Полномочие права собственностиназывается исключительным, если его субъект в состоянии эффективно исключить других экономических агентов из процесса принятия решения относительно использования данного правомочия» [88, с. 60]. «Исключительностьправа собственности экономически важна потому, что именно она создает стимулы к эффективному использованию ресурсов: если права собственности субъекта на результат использования его ресурсов не является исключительным, у него нет стимулов максимизировать этот результат, поскольку весь он или его любая часть могут достаться другому» [88, с. 61].

Проблема и коллективного целеполагания, и коллективной деятельности в целом, в том, что личные права и интересы участников уменьшаются по мере увеличения группы [ 102, с. 84]. Это происходит за счет снижения значимости обоих предпринимательских факторов: общая цель в меньшей степени удовлетворяет потребности каждого из конкретных индивидов; малая часть предвидимого результата отдельного участника в общем результате также снижает его внутренние мотивы. Все это при больших размерах группы может инициировать использование членами группы остаточных прав контроля активов в личных целях в ущерб общей цели.

Проблема общих целей и в том, что человек исходит не только из материальных мотивов, «при выборе цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы» [120, с. 69], а «каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения» [2, с. 186]. Более того, как отмечал Дж. Маккалок [цит. по: 121, с. 33], «для ценностей не может быть общей шкалы». Соответственно невозможно кому-либо формально ранжировать интересы и ценности участников и определить общую цель: «организм [в данном случае предприятие] обладает гетерархией ценностей, поэтому по своей взаимосвязянности он слишком сложен, чтобы подчиниться summum bonum (высшему благу. — лат.)» [цит. по: 121, с. 80]. И «ни один человек и ни одна категория людей, какими бы опытными они ни были, не могут в должной мере представлять все сталкивающиеся интересы, которые вступают в противоречие, и должны быть согласованы при принятии окончательного решения. Только сами заинтересованные лица, то есть принципалы [объединенные работодатели и объединенные работники], должны решать» [122, с. 177]. Это далее подтвердили и другие теоретикитеоретики: «Согласие достигается в переговорах участников» [цит. по: 7, с. 77], «цели компании на самом деле являются плодом переговоров о целях отдельных ее участников» [7, с. 77], а «согласие достигается в переговорах участников, которые возобновляются, если принятые решения нарушаются в связи с изменениями в структуре власти и во внешней среде» [цит. по:7, с. 77]. Поэтому «организации представляют собой коалиции различных индивидов и групп, объединенных на основе общего интереса» [78, с. 220]. Структура целеполагания – это структура малых групп объединенных общим интересом, именно такую структуру показывает Ч. Барнард (рис. 1).

С. Ашер писал: «Мы определяем заинтересованные стороны в широком смысле как тех лиц и группы, которые добровольно или недобровольно подвергаются риску в результате деятельности фирмы»[123, с. 23]. Заинтересованными сторонами являются не просто стороны, которые оказывают влияние на деятельность и результаты предприятия, а те, которые в условиях неопределенности вкладывают ресурсы в предприятие и несут риски. Персонал с гарантированной зарплатой не является заинтересованной стороной – он не заинтересован вкладывать свои активы в предприятие, только тот минимум, который определен санкциями – вознаграждениями/наказаниями.

При коллективном целеполагании с достижением сторонами консенсуса по распределению предвидимого добавленного продукта обеспечивается выработка максимально достижимых целей предприятия. Ведь «максимальное значение совокупного дохода достигается в том случае, когда агенты договариваются о справедливом разделе ожидаемого дохода» [124, с. 97] и лично заинтересованы в принятии максимальных, в предвидимых условиях, целей. Но для этого необходимо доверие – вера в истинность и неизменность намерений участников, и доверие – «это ключевая проблема всех партнерских организаций» [125, с. 118]. Необходима и «общность взаимоотношений, через которые созидается общее благо» [126, с. 425]. Очень важным положением теории заинтересованных сторон является то, что каждый человек, как и каждая сторона, имеет право не быть использованным как средство достижения чьей-либо цели [127]. Как отмечал К. Эрроу39 «Оптимальное совместное решение зависит от информации, которая рассредоточена среди индивидов <…> Когда консенсус станет адекватной заменой власти? Организация, члены которой имеют одинаковые интересы и одинаковую информацию40, будет такой, в которой спонтанный консенсус будет эффективным; каждый член будет правильно воспринимать наилучшее решение в соответствии со своими интересами, и поскольку интересы являются общими, все они согласятся с решением. В группах "лицом к лицу" обмен информацией может быть достаточно дешевым, с тем чтобы можно было установить личность информации, и если группа преследует в достаточной степени главенствующую общепризнанную цель, то идентификация интересов также может быть обоснованным предположением» [10 , с. 68].

Необходимо отметить, что при коллективном целеполагании формально распределяется только экономический добавленный продукт предприятия. Но участники получают и сугубо личные добавленные продукты: повышенные социальный статус и человеческий капитал, другие нематериальные активы, – это дополнительный внутренний мотив. Соответственно участники ведут и сугубо личное предпринимательство в этих направлениях, которое может быть явным и проводиться в интересах предприятия, а может и неявным эгоистичным и теневым – проводиться с нарушением норм этики, нанесением ущерба другим участникам деятельности.
Приведенному коллективному целеполаганию с достижением согласия по распределению предвидимого добавленного продукта соответствуют следующие организационные формы малых групп:

  1. Малые группы не требующие для своей деятельности существенных средств производства и имеющие полные права собственности на результаты своей деятельности: бригады малоэтажного строительства, группы программистов (краудсорфинг [129 ЖЖ2 Жемчугов, 2014]), и др. Здесь группа находит проект (заказчика), соответствующий его интересам, ставит цели, и обеспечивает их достижение. Причем без всякого принуждения (управления), а при социально значимых проектах – иногда даже бесплатно. Необходимыми ограничительными рамками деятельности являются только принимаемые участниками «принципы и порядок работы в данном проекте»41 [129]. В остальном в своей деятельности группы свободны. Однако при такой свободе «не могут производиться продукты, требующие четкого целеполагания и многоуровневого разделения труда» [129, с. 122].
  2. Малые группы использующие ресурсы собственника (средства производства, финансы) и имеющие права собственности на согласованную часть результатов деятельности (например, рыболовные, сельскохозяйственные артели, строительные бригады, и т.д.).
  3. Малые кооперативы с совместной собственностью на средства производства и результаты деятельности.
  4. Коллективному целеполаганию малых групп с распределением прав собственности на предвидимый результата могут соответствовать и микропредприятия с частной собственностью, тогда они будут иметь максимальную эффективность.

Эффективность всех отмеченных групп обеспечивается тем, что «различные формы оппортунизм в коллективном планировании [целеполагании] практически не осуществимы, если оно имеет место в малой группе – устойчивом сообществе, члены которого хорошо знают личностные черты друг друга, ресурсные потенциалы участников, и т.д. Тогда любое оппортунистическое поведение сразу становится наблюдаемым и, следовательно, наказуемым» [72, с. 31].

Но при партнерской экономической трансакции нормирования-распределения (отличной от трансакций торга и управления) по совместному производству и распределению предвидимого результата на базе консенсуса, конфликт интересов практически отсутствует – каждая сторона заинтересована в постановке максимально достижимой цели [41] и получении максимально достижимого коллективного результата. Достижение такого консенсуса требует определенных издержек, больших, чем при оценке руководителя или установке формальных показателей. Но здесь транзакция целеплаганиея переходит в транзакции дара при целеосуществлении, во-первых, осуществляемых без трансакционных издержек и, во-вторых, действующих непосредственно в направлении целей предприятия, что сокращает и исключает целый ряд других издержек.

Соответственно трансакционные издержки существенно меньше, чем при командно-административном целеполагании. В первую очередь за счет того, что при партнерском целеполагания на основе консенсуса он определяют максимально-достижимые цели предприятия, а при командно-административном целеполагании они определяют те минимальные цели которые менеджмент может выторговать у собственника, а собственник – те максимальные, которые он может выторговать у менеджмента.

В командно-административной системе контракт наемного работника – это контракт купли-продажи рабочей силы, а «рабочую силу» невозможно формализовать. Поэтому этот контракт неполный и все, что за рамками контракта – за рамками этики – не является нарушением контракта. В кооперативно-партнерской системе контракт наемного работника – это контракт совместного создания и реализации рыночного продукта, результат работника – согласованная доля выручки от реализации за вычетом издержек (его чистого продукта). И это полный контракт – любые уклонения – нарушение контракта. А для нарушения этики в предприятии с существенными активами собственника имеются достаточно серьезные стимулы. Формальный же контроль возможен только при формализованной деятельности, когда индивидуальный результат поддается измерению.

___________________

37 Малые кооперативные предприятия и верхний уровень управления крупными предприятиями.

38 Это заинтересованные стороны с необходимым балансом интересов, которые могут рассматриваться только как партнеры [128].

39 К. Эрроу – лауреат Нобелевской премии 1972 года «За новаторский вклад в теорию общего экономического равновесия и теорию благосостояния».

40 Как отмечал М. Олсон, наличие только общего интереса и общей разделяемой цели недостаточно: «когда ряд индивидов имеет общий или коллективный интерес — когда они разделяют одну цель, индивидуальные, действия [могут] либо вообще не в состоянии обеспечить этот общий интерес, либо не могут адекватно способствовать достижению этой цели» [цит. по: 63, с. 87].

41 Именно задание и контроль этих принципов, а также прав собственности на результаты деятельности, и заменяют «управление».

2.3.3. Участие наемного персонала в прибыли << СОДЕРЖАНИЕ >> 2.3.5. Остаточные права контроля активов в кооперации и партнерстве

__________________
Версия для печати


:

Наши новые статьи

03.07.2024 Единая солидарная система регламентов ЕССР Деп. в ВИНИТИ РАН 08.07.2024, № 26-В2024, 37 с.
В настоящее время – время интеллектуального труда – его измерение невозможно. И системы мотивации не работают в принципе. Единственный путь повышения ... далее

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2024