О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

Начало статьи (94)ИНСТИТУТЫ, МЕХАНИЗМЫ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ И РАЗВИТИЯ
"Менеджмент сегодня". 2022. № 1
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

Сущность предприятия. Институты, механизмы и сущность предприятия

ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

Как утверждают авторы многих публикаций, суть предприятия неизменна, неподвластна чьей либо воле и определяется четырьмя основными факторами.

  1. «Организации создаются для того, чтобы преследовать цели своих создателей» [31, с. 97]. Однако даже на небольшом современном предприятии собственник вынужден делегировать полномочия принятия решений и контроля наемному персоналу. При этом, как отмечал А. Смит, капитал собственника «не оказывается под его непосредственным контролем и в его распоряжении» [37, с. 443] и «ресурсы распределяются на основе административных решений» [25, с. 63], принимаемых в основном персоналом.
  2. Эти решения наемный персонал принимает исходя из своих личных интересов и целей. М. Вебер писал: «Решающая роль индивидуального интереса неизменна. Верно, что существует хозяйственное действие, чисто идеологически ориентированное на чужие интересы, но. . . масса людей так себя не ведет и, как показывает опыт, вести себя не может» [9, с. 248]. В то же время «фирма не имеет возможности «заставить» своих сотрудников подчиняться распоряжениям руководства. Она может только вызвать у них более или менее соответствующее желание, пусть даже и под угрозами» [9], когда «рабочий в силу угрозы увольнения понуждается к достижению оптимального уровня трудовых усилий» [9, с. 211].
  3. Собственник закладывает основы формального института предприятия исходя из своих целей, с санкциями — поощрительными выгодами и запретительными издержками — за соблюдение и отклонения. Однако конкретные положения в основном создают уже руководители исходя из своих личных интересов, не говоря уже о неформальных институтах, поэтому не только неформальная организация «враждебна по отношению к «своей» формальной организации» [3], но и сама формальная организация предприятия может быть враждебна по отношению к интересам собственника. При этом «сила неформальных норм и эффективность применения играют ключевую роль» [32, с. 78], но они далеки от интересов собственника.
  4. Существует принципиальная невозможность полного внешнего контроля возможностей и труда подчиненных, выполнения ими заданий и распоряжений, положений формальной организации. Во-первых, собственник, руководитель и его подчиненный (каждый принципал и агент) обладают «асимметрией информации» [44, с. 490]. Агент всегда обладает большей информацией и о текущей ситуации, и о своих возможных результатах. Соответствующая разность между результатами, предвидимыми агентом и принципалом, известна только агенту и является его «остаточными правами контроля» [51, с. 692], и мы «фактически определяем собственность как право осуществлять контроль» [51, с. 693–694], ведь этот результат изначально и не определен. Здесь для принципала «может быть оптимальным приобретение всех прав, за исключением тех, которые конкретно указаны в контракте» [51, с. 716] — остаточные права на результаты агента становятся собственностью принципала, но только формально: и проблемы контроля, и отрицательная мотивации к их производству остается.

О. Уильямсон называл деятельность по присвоению агентами остаточных прав и самому созданию асимметрии информации оппортунистической. Он отмечал также, что, если агент обладает специфическими ресурсами, опасно и вымогательство [41].
Во-вторых, внешний контроль — это субъективный контроль, исходящий не из интересов предприятия, а из личных интересов контролирующего лица. Именно поэтому возникает вопрос о том, кто будет контролировать контролера [52]. Р. Мертон отмечал, что «наиболее эффективной в техническом плане процедуре — вне зависимости от того, узаконена она культурой или нет, — как правило, начинают отдавать предпочтение перед институционально предписанным поведением» [29].

В целом исходная и неизменная суть предприятия заключается в неизбежном делегировании собственником полномочий принятия решений и контроля персоналу, осуществляющему деятельность исходя из личных целей, при минимальных возможностях внешнего контроля. Она и определяет все основные проблемы предприятия. В.Л. Тамбовцев отмечает: «В основе предмета теории фирмы должны находиться действующие и взаимодействующие индивиды, реализующие свои интересы. . . перенос внимания с характеристик фирм как целостных объектов (систем) на характеристики входящих в них индивидов и их взаимодействий» [39, с. 28]. При этом Ч. Барнард писал: «Действия людей всегда происходят в рамках локальных групп. Понятие группы существует в силу того, что значимые отношения между людьми — членами группы рассматриваются как систематическое взаимодействие» [3, с. 118]. С учетом этого мы далее рассмотрим институты, механизмы деятельности и сущность предприятия. 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "ИНСТИТУТЫ, МЕХАНИЗМЫ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ И РАЗВИТИЯ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Так по какому же пути необходимо идти для повышения эффективности предприятия?


14.03.2022 23:07   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Пути повышения эффективности предприятия

Каждое предприятие уникально и находится в своей уникальной среде. Поэтому и пути повышения каждого предприятия уникальны. Поэтому ответить на данный вопрос со стороны без анализа предприятия невозможно. А если собственнику или руководителю необходимо найти решение самостоятельно, необходимо освоить необходимую информацию. Такую информацию за шестнадцать лет практических работ и теоретических исследований мы собрали в нашем "Гайде по организации и управлению предприятием"   PDF .



Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022