О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

Начало статьи (94)ИНСТИТУТЫ, МЕХАНИЗМЫ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ И РАЗВИТИЯ
"Менеджмент сегодня". 2022. № 1
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

Сущность предприятия. Малая группа и предприятие

СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. ГРУППЫ, ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ
Малая группа и предприятие

Малая группа — это не просто несколько входящих в нее индивидов, «группа — это система социального действия, взаимодействующая как нечто целое с каждым из ее участников» [3, с. 118], имеющая неформальный коллективный разум, направленный на достижение своей общей цели, под влиянием которого находятся мотивы большинства участников [3]. Именно коллективный разум группы и определяет единые для ее членов неформальные институты — правила, которые снижают трения при совместной деятельности (трансакционные издержки [25]), а также заполняют пробелы в формальных.

Ч. Барнард писал: «Я знаю по опыту, что, когда имеешь дело с совсем новой организацией... где не успела вырасти скоординированная с формальной организацией неформальная, обеспечить эффективную и рациональную кооперацию практически невозможно» [3, с. 223]. Однако эти неформальные институты создаются самим коллективом так, как ему выгодно для достижения личных целей его участников. Ф. Тейлор еще в начале прошлого века утверждал, что это выражается, например, в том, что работник «в большинстве случаев сознательно стремится работать так мало, как только может, и давать значительно меньшую выработку, чем та, на которую он в действительности способен: во многих случаях не более одной трети или половины надлежащей дневной выработки» [40, с. 11–12] (что определяется влиянием группы) и «завод в действительности управляется не администрацией, а самими рабочими» [31]. Н. Смелзер в конце прошлого века отмечал, что «первичные группы способны были оказать влияние на производительность всего завода. Несмотря на попытки руководства контролировать выработку путем установления норм эти группы сами неофициально регулировали темп работы» [36, с. 151]. Это происходит потому, что неформальные институты как неформальные ограничения позволяют работникам выражать собственные взгляды и оказывать влияние на политические и производственные процессы [31].

Если же говорить о предприятии в целом, то «исторически и в функциональном отношении все сложные организации созданы из подразделений (групп) и состоят из множества «рабочих» или «базовых» организационных подразделений, поверх которых наложены руководящие организационные подразделения (руководители нескольких организационных подразделений, взятые в качестве группы)» [3, с. 111]. Мы имеем иерархию неформальных институтов, сила которых играет ключевую роль [32].

А. Алчайн и Г. Демсец писали: «Часто можно видеть, что фирма характеризуется способностью разрешать проблемы путем распоряжения, власти или дисциплинарного взыскания, превосходящего возможности, доступные на традиционном рынке. Это заблуждение. Фирма не владеет всеми своими ресурсами. Она не имеет ни полномочий, ни дисциплинарных мер, ни малейшего отличия от обычных рыночных контрактов между любыми двумя людьми» [45, с. 777], и то, что власть направлена сверху вниз, — выдумка [3]. Наоборот, «фирма представляет собой нечто органическое, намеренное выжить, и я называю ее жизнеспособной системой» [6]. Это не просто совокупность людей, выполняющих распоряжения руководителей. Их направленность к самоорганизации для достижения своих внутренних целей, как отмечал А.И. Пригожин, естественна и неизбежна [35].

Таким образом, суть предприятия заключается в том, что оно одновременно организуемо и направляемо внешним собственником исходя из его целей и представляет собой иерархическую социальную организацию, каждое структурное подразделение которой — это самоорганизуемая система, управляемая самими ее элементами исходя из их внутренних целей и без возможности эффективного внешнего контроля.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "ИНСТИТУТЫ, МЕХАНИЗМЫ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ И РАЗВИТИЯ", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Так по какому же пути необходимо идти для повышения эффективности предприятия?


14.03.2022 23:07   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Пути повышения эффективности предприятия

Каждое предприятие уникально и находится в своей уникальной среде. Поэтому и пути повышения каждого предприятия уникальны. Поэтому ответить на данный вопрос со стороны без анализа предприятия невозможно. А если собственнику или руководителю необходимо найти решение самостоятельно, необходимо освоить необходимую информацию. Такую информацию за шестнадцать лет практических работ и теоретических исследований мы собрали в нашем "Гайде по организации и управлению предприятием"   PDF .



Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022