Создание эффективной организации деятельности предприятия
Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Механизм деятельности предприятия
РЕАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Как отмечал А.И. Пригожин, «именно элементы (социальной) системы при соответствующих условиях способны сформировать систему, а не наоборот» [35, с. 792]. Коллектив любой руководящей и рабочей группы предприятия формирует правила игры так, чтобы оптимально осуществлять в ней свою жизнедеятельность [10], а не для достижения внешних целей, поставленных руководителем, но этому при этом каждый подчиненный вынужден добиться и лояльности руководителя (без чего он просто будет уволен) — найти компромисс. На высшем уровне лояльность определяется по субъективной оценке результатов, получаемых собственником, и только он лично заинтересован в производственных результатах; далее по иерархии — по субъективной оценке результатов, получаемых руководителями от подчиненных — производственной составляющей результатов, необходимой для обеспечения лояльности вышестоящего руководителя. Деятельность наемного персонала направлена на интересы предприятия «лишь постольку, поскольку она принимает в расчет поведение третьих лиц» [9] — вышестоящих руководителей, в конечном счете — собственника.
Отмеченный выше компромисс вызван тем, что при снижении уровня труда возрастают запретительные издержки для подчиненных от руководителя вплоть до замены работников. При возрастании же требований руководителя по уровню труда возрастают запретительные издержки уже от подчиненных вплоть до «итальянской забастовки» и угрозы коллективного увольнения (рис. 3), а это грозит увольнением уже самому руководителю. Таким образом, механизм бюрократического предприятия приводит к деятельности с минимальными трансакционными издержками в зоне приемлемости и ростом издержек при выходе любой из сторон из зоны приемлемости. При этом данная зона имеет ненулевую величину, поскольку среднерыночный уровень труда и личного результата не может быть определен сколь-нибудь точно, а увольнение связано с издержками и риском любой из сторон. Оно происходит не тогда, когда результаты подходят к критическому уровню, а тогда, когда будет найдена замена на рынке труда.

Рис. 3. Факторы, определяющие зоны приемлемости руководителя и персонала
Расширить границы зоны приемлемости — возможности выдачи и выполнения более значимых заданий и распоряжений можно путем повышения личных результатов работника, но с параллельным проведением институциональных изменений — соответствующих изменений правил игры подчиненных.
Таким образом, ситуация (система стимулов, возможностей и условий) определяет мотивы деятельности персонала, функционирование механизма предприятия. Если же в этот механизм дополнительно включаются такие стимулы, как поддерживаемые премиями ключевые показатели эффективности (KPI), то деятельность персонала направляется на достижение именно KPI, но никак не на достижение результатов предприятия, даже снижая мотивы выполнения заданий и распоряжений руководства соответственно величине премий за достижение KPI. Чем больше внимания уделяется премиям за KPI, тем меньше уделяется внимания заданиям и распоряжениям руководства [51].
__________________ Версия для печати
|
|