Введение. Эффективность институты и механизмы предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Переход России к капитализму не принес ожидаемого роста эффективности деятельности предприятий и, соответственно, роста уровня нашей жизни. Д. Норт писал: «Бурная история России с начала 1990-х годов служит еще одним отрезвляющим примером того, как трудно создать новые работоспособные институциональные рамки. Осложняющим фактором является сам процесс изменений, из-за которых решения, почерпнутые из былого опыта, могут оказаться непригодными в новом контексте. Экономисты цепляются за теоретические построения, созданные применительно к развитым экономикам родом из XIX века, основные проблемы которых связаны с распределением ресурсов. Эта теория, которую экономисты настойчиво пытаются применять к фундаментальным проблемам развития, просто не годится для решения вопросов, поставленных в настоящем исследовании» [32, с. 241].
В.И. Бовыкин отмечает, что «без решения проблемы управления персоналом все попытки что либо улучшить в организациях практически бесполезны» [7, с. 19]. Однако «различные системы оплаты и стимулирования труда (окладные, повременно-премиальные, в том числе на основе KPI, сдельные системы, аккордные и др.) являются анахронизмом XIX в., решают чрезвычайно ограниченный круг проблем и абсолютно не способны устранить проблему мотивации персонала» [7, с. 55].
При всем этом Д. Норт отмечал, что развитие всех экономик мира идет из единого корня [31], соответственно, для того чтобы найти и сформировать эффективные институты и механизмы предприятия, необходимо исходить не из существующего их состояния, а определить саму исходную сущность предприятия. При создании эффективных институтов и механизмов предприятия нужно исходить именно из нее.
Литература по теме настоящего исследования столь обширна, что нам пришлось существенно ограничить ее допустимыми пределами статьи. За базисные основы взяты труды А. Смита [37], А. Маршалла [28], Ф. Тейлора [40], Г. Форда [42], М. Вебера [9], Ч. Барнарда [3], Ф. Найта [30], К. Поланьи [34], С. Бира [6] и других классиков; лауреатов Нобелевской премии по экономике Р. Коуза [25], Д. Норта [31, 32], Л. Гурвица [22, 52], Г. Саймона [54], Э. Остром [33], Г. Беккера [5, 46], О. Уильямсона [41], Г. Акерлофа [44], О. Харта [50, 51] и др.; а также наших современников А.А. Аузана [2], Б.Г. Клейнера [23], В.Л. Тамбовцева [39] и др. Анализ литературы показал, что институты и механизмы деятельности предприятия, его сущность раскрыты в ней недостаточно полно и детально. Именно это и не позволяет определить пути и методы повышения эффективности предприятия.
Целями исследования являются:
-
анализ сути предприятия с бюрократической (административной) системой управления;
-
детальное раскрытие институтов и механизмов деятельности предприятия, сущности предприятия;
-
выявление детерминантов пути и методик для повышения эффективности и развития предприятия с проведением необходимых институциональных изменений.