Основы организации деятельности предприятия
Основы организации деятельности различны для предприятий с различной исходной организацией. Основы организации деятельности бюрократического предприятия детально рассмотрены Честером Барнардом и в достаточно полном объеме реализованы еще Генри Фордом. Здесь необходимо отметить, что все другие более «современные» пути организации бюрократического предприятия не принесли положительных результатов: «Различные системы оплаты и стимулирования труда (окладные, повременно-премиальные, в том числе на основе KPI, сдельные системы, аккордные и др.) <...> являются анахронизмом XIX в., решают чрезвычайно ограниченный круг проблем и абсолютно не способны устранить проблему мотивации персонала» [Бовыкин, 2020, с. 55]. Ранее это было отмечено Лауреатом нобелевской премии по экономике 1993 года Дугласом Нортом, который писал: «Бурная история России с начала 1990-х годов служит еще одним отрезвляющим примером того, как трудно создать новые работоспособные институциональные рамки. Осложняющим фактором является сам процесс изменений, из-за которых решения, почерпнутые из былого опыта, могут оказаться непригодными в новом контексте. Экономисты цепляются за теоретические построения, созданные применительно к развитым экономикам родом из XIX века, основные проблемы которых связаны с распределением ресурсов. Эта теория, которую экономисты настойчиво пытаются применять к фундаментальным проблемам развития, просто не годится для решения вопросов, поставленных в настоящем исследовании» [Норт, 2010, с. 241].
Организация деятельности любого предприятия базируется на формальных регламентах – формальных институтах (формальных «правилах игры»). Простой постановки цели недостаточно ни рядовым сотрудникам, ни даже руководителям. Как отмечал Толкотт Парсонс: «существует минимальный набор структурных элементов действия – целей, средств, условий и норм. Невозможно дать значимое описание действия без спецификации всех этих четырех элементов» [Парсонс, 2000, с. 199]. Ведь «на структуру анализируемых ситуаций воздействует система правил в их совокупности, а не единичные правила – правила действуют системно, а не по отдельности» [Остром, 2010, с. 94, 109]. Как заметил Дуглас Норт, мы всегда имеем «взаимозависимые институты; изменение только одного института в попытке добиться желаемой эффективности в любом случае окажется тщетным, а то и контрпродуктивным поступком» [Норт, 2010, с. 225], а в целом «кодексы организации представляют собой скопления нематериальных сил, воздействий, организационных привычек и должны быть приняты целиком» [Барнард, 2009, с. 271]. И уже в наши дни О.С. Сухарев пишет: «Разделить институциональное влияние никакими методами не удается, поскольку институты работают все сразу, иногда на перекрещивающихся или рядом расположенных полях действия, которые сами по себе могут быть как-то связаны» [Сухарев, 2020, с. 912–913]. Организацию деятельности предприятия определяют не отдельные регламенты, не простой набор регламентов, а взаимоувязанная система, включающая «цели, средства, условия и нормы. И только последние являются регламентами. А если обратиться к цели, то сама цель – это предвидимый результат, и средства, необходимые для их достижения в существующей среде [Леонтьев, 2010, с. 399]. А без необходимых средств мы имеем не цель, а только «хотение» [Гегель, 2015, Смит, 2017]. Карл Поланьи писал: «Средства – это все, что может служить достижению цели, посредством ли законов природы или правил игры» [Поланьи, 2007, с. 46].
Соответственно для организации деятельности предприятия необходимы не просто регламенты и цели, необходимо задавать предвидимые результаты и средства их достижения. При этом материальные, нематериальные, финансовые средства – это средства в нашем обычном понимании, а – регламенты (правила игры) – это уже институциональные средства, или просто регламенты. Цели предприятия, средства и регламенты – это необходимая и достаточная система организации деятельности предприятия. А условия, отмечаемые Толкоттом Парсонсом – это те же, обеспечивающие деятельность человека средства.
Практически организация предприятия начинается с разработки собственником ключевых положений деятельности предприятия: целей, выделения средств, формирования правил игры (регламентов), закладывающих основы всей организации предприятия.
Далее необходим подбор руководителя предприятия, разделяющего и принимающего эти ключевые положения собственника, и конкретизация этих положений совместно с руководителем предприятия — формирование ключевых положений уже предприятия в целом. Определение структуры верхнего уровня предприятия (уровня топ-менеджеров). Выявление необходимых сфер деятельности и ответственности, разработка основ ключевых положений подразделений топ-менеджеров. Их формализация как Положения о предприятии – конституции предприятия.
Аналогично – разработка Положений о всех структурных подразделениях по всей иерархии предприятия. Положения, разрабатываемые на каждом уровне иерархии, не должны выходить за рамки Положений вышестоящего подразделения. А значит, положения всех подразделений предприятия будут находиться строго в рамках ключевых положений собственника предприятия – будут направлены на достижение целей предприятия.
При этом положения структурных подразделений предприятия должны разделяться принимаемыми руководителями – должен осуществляться их соответствующий отбор.
Приведенная методика организации деятельности предприятия обоснована и подробно описана в нашей статье «Организация предприятия, обеспечивающая максимально достижимую эффективность: единая рекурсивная практическая методика» PDF , (краткая версия статьи PDF ).
_________________
Список литературы
Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.
Бовыкин В.И. Научная мотивация труда. М.: Бовыкин В.И., 2020. 224 с.
Гегель Г.В.Ф. 2015. Система наук. Часть 1. Феноменология духа. СПб.: Наука.
Леонтьев А.Н. 2010. Лекции по общей психологии. М.: Смысл.
Норт Д. 2010. Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики.
Парсонс Т. 2018. О структуре социального действия. М.: Академический Проект.
Поланьи К. 2007. Экономика как институционально оформленный процесс // Великая трансформация Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее. М.: ГУ-ВШЭ. С. 44–71.
Сухарев О.С. 2009. Теория эффективности экономики: организационный, институциональный и системный ракурс проблемы. // Журнал экономической теории.
Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э», 2017.
Версия 2023 года