О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
06.06.2021

Основы организации деятельности предприятия

Основы организации деятельности предприятия различны для предприятий с различной исходной организацией. Основы организации деятельности бюрократического предприятия детально рассмотрены Честером Барнардом  (1938) [Барнард] и в полном объеме реализованы еще Генри Фордом (1911)  [Форд]. И здесь необходимо отметить, что все другие более «современные» пути организации бюрократического предприятия не принесли положительных результатов: «Различные системы оплаты и стимулирования труда (окладные, повременно-премиальные, в том числе на основе KPI, сдельные системы, аккордные и др.) <...> являются анахронизмом XIX в., решают чрезвычайно ограниченный круг проблем и абсолютно не способны устранить проблему мотивации персонала» [Бовыкин, 2020, с. 55]. А «без решения проблемы управления персоналом все попытки что-либо улучшить в организациях практически бесполезны» [Бовыкин, 2020, с. 19].

Что касается партнерской организации, то ее основы практически реализованы только частично при организации деятельности топ-менеджеров предприятия. Это отмечали и Адам Смит, и Альфред Маршалл, и др. Так Френк Найт отмечал, что «в большинстве случаев функционеры высокого ранга, помимо фиксированной заработной платы, непосредственно участвуют в доходах компании» [Найт, 2013, с. 330]. А Н.И. Измайлова писала: «Следует признать, что бизнес и раньше, как правило, строился на командной основе, и этот командный – «партнерский» принцип сохранился в корпоративном управлении и сегодня. <…> наблюдается тенденция к большему увязыванию уровня доходов топ-менеджеров с результатами работы компании» [Измайлова 2018, с. 435]. Но только топ-менеджеров. Поэтому настоящей статье мы рассмотрим основы партнерской организации деятельности как наименее изученные и наиболее сложные.

Основа организации деятельности партнерского предприятия — это ключевые положения собственника предприятия на соответствие которым он подбирает коллектив,  создает организационную структуру, формирует положения деятельности самого предприятия и его структурных подразделений, организует целеполагание. Проблема здесь в том, что собственник непосредственно может работать только на уровне руководителя предприятия и топ-менеджеров. Всю работу по организации нижних уровней организации проводят уже топ-менеджеры и руководитель нижних уровней иерархии. И здесь чрезвычайно важно, чтобы вся эта работа проводилась в рамках ключевых положений собственника. Как отмечал А.И. Приожин, «не из любого элементного состава можно сформировать желаемый тип системы» [Пригожин 2017, с. 148], и именно элементы системы «способны сформировать организацию, а не наоборот» [Пригожин 2017, с. 792]. Необходимо, чтобы далее сами топ-менеджеры и руководители структурных подразделений контролировали эти рамки. Чтобы ключевые положения собственника пронизывали всю иерархию предприятия. Только при этом возможно создание партнерской организации.

Практически организация предприятия начинается с разработки собственником ключевых положений деятельности предприятия — положений, закладывающих основы всей организации предприятия.

Далее необходимы подбор руководителя предприятия разделяющего эти ключевые положения собственника, и конкретизация этих положений совместно с руководителем предприятия — формирование ключевых положений уже предприятия в целом. Определение структуры верхнего уровня предприятия (уровня топ-менеджеров). Разработка основ ключевых положений подразделений топ-менеджеров

Следующий шаг — это подбор собственником и руководителем предприятия топ-менеджеров, разделяющего ключевые положения предприятия и основы ключевых положений подразделений топ-менеджеров. Конкретизация этих положений с каждым топ-менеджером — формирование ключевых положений подразделений топ-менеджеров. Определение структуры подразделений подчиненным топ-менеджерам. Разработка основ ключевых положений подразделений подчиненным топ-менеджерам.
И так до самого нижнего уровня иерархии. Ключевые положения, разрабатываемые на каждом уровне иерархии, не должны выходить за рамки ключевых положений вышестоящего подразделения. А значит, положения всех подразделений предприятия будут находиться строго в рамках ключевых положений собственника предприятия.

При этом положения структурных подразделений предприятия должны разделяться принимаемыми руководителями - должен осуществляться соответствующий отбор. Кроме того, эти положения не навязываются директивно, а конкретизируются совместно с принимаемыми руководителями с учетом их интересов и целей. А это означает, что формально закрепляемые положения будут соответствовать реальным, и все подразделения предприятия будут осуществлять свою деятельность в общих рамках ключевых положений собственника предприятия. Что коллегиально разработанная система формальных организационных положений предприятия, ориентированная на достижение общих целей предприятия, в своей основе будет соответствовать неформальной. Неформальный институт предприятия будет соответствовать формальному.

Необходимо отметить два основных принципа ключевых положений собственника, без которых партнерскую организацию построить невозможно. Это собственность членов коллектива предприятия (партнеров) на предвидимые результаты предприятия; коллегиальное целеполагание, учитывающее не только материальные интересы членов коллектива, а полностью все их интересы. И только общая коллегиально выработанная цель, а не директивная, является реальной целью коллектива. Что особенно важно при достаточно высоком уровне жизни, когда нематериальные интересы начинают даже доминировать.

В настоящей статье приведен только один аспект основ эффективного управления предприятием, все эти основы рассмотрены и обоснованы в наших статьях 2020-2021 годов:

Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы (2020).   (57)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация (январь 2021).   (574)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика (май 2021).   (116)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия (май 2021).   (158)

Список литературы

Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

Бовыкин В.И. Научная мотивация труда. М.: Бовыкин В.И., 2020. 224 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.

Измайлова М.А. Влияние агентских отношений на эффективность корпоративного управления и стратегическое развитие компаний // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. Том 9. № 3. С. 430–442.

Найт Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2013.

Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: Ленард, 2017.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э», 2017.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Основы организации деятельности предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (158)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (574)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Стратегия создания организационной структуры?


26.05.2021 11:21   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура

Стратегия создания организационной структуры зависит от того, создается ли предприятие изначально, или проводится его существенное развитие.

В первом случае мы должны поставить цели предприятия и определить стратегию их достижения. И уже из этого разрабатывать организационную структуру, обеспечивающую наиболее эффективную реализацию стратегии и достижение поставленных целей. Осуществлять соответствующий подбор кадров.

Во втором случае мы имеем уже сформированную организационную структуру и систему власти в предприятии, сформированные "правила игры". И здесь любое изменение организационной структуры (при изменении целей и стратегии предприятия, или признании неэффективности структуры) означает и изменение статусов руководителей предприятия, и требований к ним. А проведение такого изменения, как отмечал Игорь Ансофф - это фундаментальная проблема. И она должна решаться или директивно, но тогда будут проблемы с руководителями, или коллегиально, но тогда изменения структуры будут минимальны, соответственно будет невысокой и эффективность предприятия с новыми целями и стратегией. Практически необходимо применять методы проведения организационных изменений, сформулированные еще Куртом Левиным.



Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021