ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(52)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Основы организации деятельности предприятия

Основы организации деятельности различны для предприятий с различной исходной организацией. Основы организации деятельности бюрократического предприятия детально рассмотрены Честером Барнардом и в достаточно полном объеме реализованы еще Генри Фордом. Здесь необходимо отметить, что все другие более «современные» пути организации бюрократического предприятия не принесли положительных результатов: «Различные системы оплаты и стимулирования труда (окладные, повременно-премиальные, в том числе на основе KPI, сдельные системы, аккордные и др.) <...> являются анахронизмом XIX в., решают чрезвычайно ограниченный круг проблем и абсолютно не способны устранить проблему мотивации персонала» [Бовыкин, 2020, с. 55]. Ранее это было отмечено Лауреатом нобелевской премии по экономике 1993 года Дугласом Нортом, который писал: «Бурная история России с начала 1990-х годов служит еще одним отрезвляющим примером того, как трудно создать новые работоспособные институциональные рамки. Осложняющим фактором является сам процесс изменений, из-за которых решения, почерпнутые из былого опыта, могут оказаться непригодными в новом контексте. Экономисты цепляются за теоретические построения, созданные применительно к развитым экономикам родом из XIX века, основные проблемы которых связаны с распределением ресурсов. Эта теория, которую экономисты настойчиво пытаются применять к фундаментальным проблемам развития, просто не годится для решения вопросов, поставленных в настоящем исследовании» [Норт, 2010, с. 241].

Организация деятельности любого предприятия базируется на формальных регламентах – формальных институтах (формальных «правилах игры»). Простой постановки цели недостаточно ни рядовым сотрудникам, ни даже руководителям. Как отмечал Толкотт Парсонс: «существует минимальный набор структурных элементов действия – целей, средств, условий и норм. Невозможно дать значимое описание действия без спецификации всех этих четырех элементов» [Парсонс, 2000, с. 199]. Ведь «на структуру анализируемых ситуаций воздействует система правил в их совокупности, а не единичные правила – правила действуют системно, а не по отдельности» [Остром, 2010, с. 94, 109]. Как заметил Дуглас Норт, мы всегда имеем «взаимозависимые институты; изменение только одного института в попытке добиться желаемой эффективности в любом случае окажется тщетным, а то и контрпродуктивным поступком» [Норт, 2010, с. 225], а в целом «кодексы организации представляют собой скопления нематериальных сил, воздействий, организационных привычек и должны быть приняты целиком» [Барнард, 2009, с. 271]. И уже в наши дни О.С. Сухарев пишет: «Разделить институциональное влияние никакими методами не удается, поскольку институты работают все сразу, иногда на перекрещивающихся или рядом расположенных полях действия, которые сами по себе могут быть как-то связаны» [Сухарев, 2020, с. 912–913]. Организацию деятельности предприятия определяют не отдельные регламенты, не простой набор регламентов, а взаимоувязанная система, включающая «цели, средства, условия и нормы. И только последние являются регламентами. А если обратиться к цели, то сама цель – это предвидимый результат, и средства, необходимые для их достижения в существующей среде [Леонтьев, 2010, с. 399]. А без необходимых средств мы имеем не цель, а только «хотение» [Гегель, 2015, Смит, 2017]. Карл Поланьи писал: «Средства – это все, что может служить достижению цели, посредством ли законов природы или правил игры» [Поланьи, 2007, с. 46].

Соответственно для организации деятельности предприятия необходимы не просто регламенты и цели, необходимо задавать предвидимые результаты и средства их достижения. При этом материальные, нематериальные, финансовые средства – это средства в нашем обычном понимании, а – регламенты (правила игры) – это уже институциональные средства, или просто регламенты. Цели предприятия, средства и регламенты – это необходимая и достаточная система организации деятельности предприятия. А условия, отмечаемые Толкоттом Парсонсом – это те же, обеспечивающие деятельность человека средства.

Практически организация предприятия начинается с разработки собственником ключевых положений деятельности предприятия: целей, выделения средств, формирования правил игры (регламентов), закладывающих основы всей организации предприятия.

Далее необходим подбор руководителя предприятия, разделяющего и принимающего эти ключевые положения собственника, и конкретизация этих положений совместно с руководителем предприятия — формирование ключевых положений уже предприятия в целом. Определение структуры верхнего уровня предприятия (уровня топ-менеджеров). Выявление необходимых сфер деятельности и ответственности, разработка основ ключевых положений подразделений топ-менеджеров. Их формализация как Положения о предприятии – конституции предприятия.

Аналогично – разработка Положений о всех структурных подразделениях по всей иерархии предприятия. Положения, разрабатываемые на каждом уровне иерархии, не должны выходить за рамки Положений вышестоящего подразделения. А значит, положения всех подразделений предприятия будут находиться строго в рамках ключевых положений собственника предприятия – будут направлены на достижение целей предприятия.

При этом положения структурных подразделений предприятия должны разделяться принимаемыми руководителями – должен осуществляться их соответствующий отбор.

Приведенная методика организации деятельности предприятия обоснована и подробно описана в нашей статье «Организация предприятия, обеспечивающая максимально достижимую эффективность: единая рекурсивная практическая методика»  PDF , (краткая версия статьи  PDF ).
_________________
Список литературы

Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

Бовыкин В.И. Научная мотивация труда. М.: Бовыкин В.И., 2020. 224 с.

Гегель Г.В.Ф. 2015. Система наук. Часть 1. Феноменология духа. СПб.: Наука.

Леонтьев А.Н. 2010. Лекции по общей психологии. М.: Смысл.

Норт Д. 2010. Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики.

Парсонс Т. 2018. О структуре социального действия. М.: Академический Проект.

Поланьи К. 2007. Экономика как институционально оформленный процесс // Великая трансформация Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее. М.: ГУ-ВШЭ. С. 44–71.

Сухарев О.С. 2009. Теория эффективности экономики: организационный, институциональный и системный ракурс проблемы. // Журнал экономической теории.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э», 2017.
Версия 2023 года


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее

18.04.2024 Построение и анализ организационной структуры предприятия
В статье проведен современный анализ вопросов построения и анализа организационной структуры предприятия. Рассмотрена фундаментальная проблема сопротивления ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024