О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(193)Гайд по организации и управлению предприятием

Целеполагание в деятельности организации

24.04.2017 Вопрос целеполагания – это основной вопрос менеджмента, без цели невозможно не только построить стратегию предприятия, но даже невозможно решить в каком направлении должна двигаться организация. Приведем, предварительно, несколько цитат.

«Целеполагание – первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006].

«При управлении развитием сложных целенаправленных систем, как правило, устанавливается иерархия целей, причем достижение более конкретных из них (подцелей) служит средством реализации более общих» [Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003].

«Цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [Simon H. A. On the Concept of Organizational Goal. // Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1].

«За последние полвека не было предпринято ни одной серьезной попытки разобраться в природе организационных целей. Остается загадкой, в чем заключается их своеобразие. А поскольку понятие организационной цели является краеугольным камнем теории организации, неудивительно, что этой теории по-прежнему недостает стройности и завершенности. … приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [Петросян А. Э. Природа организационных целей (концептуальный портрет в историческом интерьере) // Вестн. Ом. ун-та. 2015. No 3].

И здесь можно сказать следующее. Во-первых, ни в одной работе менеджмента не раскрыт вопрос «постановки генеральной цели». Во-вторых, аналогично не раскрыт и процесс построения иерархии целей из генеральной цели организации. Более того, «теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик».

Отметим, что есть исключение, в менеджменте достаточно четко разработан вопрос целеполагания «от достигнутого». Тогда генеральная цель на несколько процентов выше достигнутой в предыдущие период, и разработка иерархии целей (дерева целей) не вызывает непреодолимых трудностей.

Причина такого положения в менеджменте объясняется тем, что постановка генеральной цели, превышающей ранее достигнутую не на несколько процентов, а в десятки процентов, в разы (а постановка и достижение таких целей для российских компаний – это объективная реальность), может осуществляться только при проведении в организации серьезных организационных изменений. Такую модель организации Стенли Янг назвал «полной моделью», однако вопрос целеполагания он не раскрыл [Янг С. Системное управление организацией. М.: Советское радио, 1972]. И ситуация заключается в том, что никто заранее ничего не может сказать о том, какие генеральные цели может ставить и достигать организация, какая иерархия целей необходима для достижения этой главной цели. Точнее, какие конкретные изменения и как необходимо провести в организации.

Поэтому Генри Минцберг говорит, что выражение «управление изменениями» - остроумно глупо [Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: Питер. 2001], и вопрос проведения изменений Джон Коттер даже выносит вопрос изменений за рамки менеджмента [Коттер Дж. П. Ускорение перемен. Как придать вашей организации стратегическую гибкость для успеха в быстро меняющемся мире. М.: Издательство «Олимп-Бизнес». 2016, оригинал – 2015].

Таким образом вопрос целеполагания в деятельности организации упирается в проблему того, что и как необходимо изменять в организации. И два верхних уровня целеполагания включают генеральную цель и цели проведения конкретных изменений. И как видно из всех приведенных источников до 2015 года эта проблема решения целеполагания этих двух уровней не была решена, а без них система целеполагания более чем ограничена. Остальные же уровни целеполагания в менеджменте давно и успешно разрешены.

Нашей компанией разработана методика целеполагания на основе парадигмы организации СТОО – системы ключевых положений социально-трудовых отношений, формальной и неформальной организации, определяющая и организацию деятельности, и систему управления, и организационную культуру, и всю деятельность организации, и достигаемые ею результаты. Эта методика ВПМ (Видение-Парадигма-Модель) включающая следующие этапы:
  1. Формирование видения организации «как есть».
  2. Разработка, на базе видения, парадигмы организации «как есть».
  3. Моделирование парадигмы организации «как должно быть», парадигмы, обеспечивающей максимально-достижимые цели организации. Определение этой максимально-достижимой цели – главной цели организации.
  4. Сравнение ключевых положений парадигм «как есть» и «как должно быть» и получение системы изменений, которые необходимо провести в организации – стратегических целей, обеспечивающих достижений максимально-возможной главной цели организации.
  5. По каждой стратегической цели – построение классического дерева целей. 
Основной принцип такой системы целеполагания заключается в том, что целеполагание идет не «от цели», а «от изменений» - именно изменения показывают максимально-достижимую главную цели предприятия. Этот принцип изложен в серии наших статей, последние статьи – «Полная модель управления организацией» и «Стратегия управления деятельностью предприятия – новая парадигма» - журнал «Менеджмент сегодня» №№ 2-3.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Целеполагание в деятельности организации"

11.03.2021 14:36  Василиса

А кто в организации должен осуществлять такое целеполагание?

11.03.2021 17:11  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Совершенно правильно, данный вопрос не затронут в статье - она еще 2017 года.
При директивном целеполагании, как отмечал Игорь Ансофф, оно идет не от стратегических возможностей предприятия, а от достигнутого. Проблема в том, отношения собственника и наемного персонала большинства предприятий характеризуются противоположностью интересов: установка собственником высоких целей вызывает только большую эксплуатацию персонала, которому эти высокие планы не выгодны, который их просто игнорирует (приводит массу "объективных" причин по которым они не будут выполнены). И персонал стремится принимать минимальные планы с максимальным обеспечением ресурсами.
Описанное целеполагание реально может осуществляться только в тех предприятиях, в которых личные результаты персонала определяются результатами предприятия. Только такие руководители будут определять максимально достижимые цели (они, а не собственник, владеют необходимой для постановки целей информацией на местах), будут обеспечивать эффективную деятельность по их достижению.
Данный вопрос подробно рассмотрен в наших последних статьях 2020-2021 годов.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Целеполагание в деятельности организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022