Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте
Наша статья «Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте» принята к печати в журнале «Менеджмент сегодня» 2018 №1.
Деятельность любой организации включает целеполагание и целеосуществление. При этом менеджмент, как наука, рассматривает в основном целеосуществление. Что же касается целеполагания, то даже в 2015 году А.Э. Петросян в своей статье «Природа организационных целей» писал: «приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик». И цели в менеджменте устанавливаются в основном «от достигнутого» – экстраполяцией. Только такие цели – это цели, превышающие достигнутые на единицы процентов. В современном же конкурентном мире для выживания и развития организации необходимы намного более высокие цели и результаты. Однако цель, определяемая «хотением» – как отмечал еще Георг Гегель более 200 лет назад – «имеет значение пустой цели». И высокие цели должны определяться не «хотением», а развитием организации, выявлением и использованием всего потенциала организации, проведением в организации необходимых изменений. Только вопросы развития Джорж Коттер, один из основных теоретиков проведения изменений, в своей книге «Ускорение перемен» (2015), даже и не относит вопросы изменений к менеджменту.
Основная же проблема развития организации заключается в целеполагании, в том, что «организации не имеют целей, цели имеют только люди» (Cyert R.M., March J.G. A Behavioral Theory of the Firm), однако, как писал А.Э. Петросян в упомянутой выше статье, «цели организации не являются переформулировкой целей их хозяев», более того, «неверно рассматривать эти цели как агрегатированные предпочтения ее членов (работников)».
Таким образом, вопросы целеполагания при развитии организации является более чем проблемными, соответственно проблемными являются и вопросы стратегии, и вопросы структуры, при развитии организации. Разрешению этих проблем и посвящена настоящая статья.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Необходимость цели
-
Проблема целеполагания Георга Гегеля
-
Анализ проблемы целеполагания
-
Предлагаемое решение проблемы целеполагания Георга Гегеля
-
Система целеполагания и стратегия
-
Цель организации как цель, максимально удовлетворяющая потребности подавляющего большинства участников деятельности
-
Организационные структуры и бизнес-процессы целеполагания
-
Организационные структуры при эволюционном и революционном развитии организации
Основные выводы
Литература - 33 наименования.
Рисунки – 1.