Повышение эффективности деятельности предприятия. Внеформальная организация
Проблемы экономики и менеджмента №8 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
1.5. Формальная и внеформальная организации
Формальная организация - это ценности, цели, принципы, нормы, правила, деятельности предприятия закрепленные в организационных документах предприятия предназначенных для регламентирования деятельности руководителей и сотрудников. Эти организационные документы разрабатываются руководством исходя из достижения целей предприятия. Только эти формальные документы являются только лишь документами и не определяют, сами по себе деятельность предприятия, деятельность, осуществляемую человеком.
Внеформальная организация - это внутренние ценности, цели, принципы, нормы, правила, деятельности человека (руководителей и сотрудников, всего коллектива), которые исходят из целей, необходимых для достижения личных целей человека, коллектива. И именно они в основном определяют реальную деятельность человека, а не формальные документы, как отмечалось выше, не сами цели предприятия. Особенно в областях, деятельность которых слабо поддается формализации.
Если организационные документы разрабатываются высшим руководством предприятия, то они отражают цели и интересы предприятия и тех руководителей, которые разрабатывают эти документы. Соответственно они направлены на достижение целей предприятия (и тех, кто их разрабатывает), но не руководителей среднего и нижнего звена и рядовых сотрудников, не на интересы коллектива. И поэтому их внедрение идет против интересов тех индивидов, которые должны их исполнять. Поэтому они и не внедряются. Внеформальная организация при такой разработке организационных документов очень слаба.
Если же их разработка ведется самими исполнителями этих документов, то они в основном будут отражать уже цели этих исполнителей, а цели предприятия – по минимуму. Такие документы легко внедряются, но не обеспечивают высокой эффективности предприятия – они не направлены на это, они обеспечивают вольготные условия персоналу. Внеформальная организация формируется, но она будет направлена на достижение только этих минимальных целей предприятия. Будет доминировать неформальная организация направленная на достижение личных целей коллектива.
Для того, чтобы организационные документы и отражали бы цели предприятия, и легко внедрялись (что бы практическая деятельность проводилась именно по этим документам) необходимо что бы положения закрепляемые этими документами в равной степени отражали бы и цели предприятия, и цели коллектива.
А для этого необходимо так выстроить производственные отношения, что бы цели предприятия были бы согласованы (гармонизированы). Только после установления таких отношений можно начинать саму разработку организационных документов, только тогда они будут и отражать цели предприятия, и быстро внедряться, только тогда реальная деятельность будет вестись по этим документам (которые станут уже внутренними нормами человека – артефактами его организационной культуры). Только тогда предприятие может полностью реализовать свой потенциал повышения эффективности деятельности.
Человек не будет работать по документам, которые ему не выгодны. Человек не будет разрабатывать документы, которые ему не выгодны. Человек не будет работать только по документам, которые ему не выгодны. Он будет работать только так, как ему выгодно. Если правильно выстроить отношения в предприятии – будет работать так, как выгодно и человеку, и предприятию.
Организация внеформальной деятельности относится уже к области неформальной организации, и ее невозможно создать никакими формальными правилами. И внедрение «писаных правил» в практическую деятельность предприятия – это не что иное, как формирование требуемой неформальной организации, но никак не «внедрение» этих правил путем только лишь издания соответствующего приказа по предприятию с ознакомлением сотрудников под расписку (что дает определенный эффект только у предприятий с повышенной зарплатой).
И только с предварительным согласованием целей предприятия и коллектива – формированием взаимовыгодных производственных отношений, с формированием требуемой неформальной организации можно рассчитывать на повышение эффективности уже в разы, в 2-3 раза и более.