Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Все предприятия работают с весьма похожим набором ресурсов.
За исключением редких случаев с монополиями, единственное,
что отличает одно предприятие от другого,
это качество управления этим предприятием на всех уровнях менеджмента.
Питер Друкер
Введение
Любой собственник намеревается получать от своего предприятия высокую прибыль (и другие требуемые ему результаты), однако цели, определяемые «хотением», как отметил еще Георг Гегель двести лет назад – это «пустые цели» [1, с. 220]. Ведь невозможно просто задать и требовать от предприятия высокие результаты – они находятся в сфере влияния менеджмента предприятия, а не собственника, и всегда можно обосновать их недостижение массой объективных причин. Как отмечал еще Адам Смит капитал собственника и контроль его использования разделены: не собственник распоряжается своим капиталом, а наемный персонал, которому выгоднее использовать ресурсы предприятия в своих личных целях, даже в ущерб интересам собственника [2]. Особая важность этой проблемы подчеркивается тем, что ей посвятили свои труды лауреаты Нобелевских премий по экономике Р. Коуз (1991), Д. Норт (1993), О. Уильямсон (2009), О. Харт и Б. Хольстрём (2016), на базе этих трудов мы и проводили наши исследования.
Питер Друкер в 1954 году отмечал, что решающий фактор – «это качество управления предприятием на всех уровнях менеджмента. Есть только один способ оценить этот решающий фактор; заключается в измерении производительности, которая показывает, насколько разумно используются ресурсы и какую они приносят прибыль» [3, с. 80]. К сожалению проблема определения эффективности и управления предприятием с помощью показателей эффективности так и не разрешена, что отмечал и сам Питер Друкер [3], и другие авторы – вероятнее всего, в большинстве случаев это просто тупик.
Целью настоящей статьи является нахождение решающего фактора качества управления со стороны собственника и разрешение проблемы управления предприятия собственником.
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
Проблема управления предприятием собственником |
2 |
Основной подход к разрешению проблемы результата предприятия |
3 |
Четыре парадигмы предприятия |
3.1 |
Административная парадигма |
3.2 |
Экономическая парадигма |
3.3 |
Партнерская парадигма |
3.4 |
Попустительская парадигма |
3.5 |
Выводы по базису парадигмы предприятия |
4 |
Базис парадигмы предприятия |
4.1 |
Общество. Миссия – предназначение предприятия |
4.2 |
Отношения в предприятии |
4.2.1 |
Отношения собственности |
4.2.2 |
Отношения собственности на создаваемые материальные и нематериальные активы |
4.2.3 |
Отношения собственности и результаты деятельности предприятия |
5 |
Ключевые положения. Организация как надстройка над базисом |
5.1 |
Формальная организация |
5.2 |
Неформальная организация |
5.3 |
Контракт – как документ формальной организации |
|
Заключение |
|
Список литературы |
Ключевые слова
Контроль собственника, баланс интересов, организационный порядок, ключевые положения, парадигма.
Полный текст статьи будет опубликован на сайте в августе 2018 года.