Организация в поисках смысла. 6. «Невидимая рука» и современная организация
6. «Невидимая рука» и современная организация
6.1. Рациональная «невидимая рука»
В своей жизни и деятельности человек всегда имеет выбор: и выбор направления деятельности, и выбор работы, и выбор своих целей, и выбор средств достижения своих цели. И он всегда направляется своей «невидимой рукой»: «Человек выбирает для себя ту альтернативу, с помощью которой, как он ожидает, он получит большие возможности для расширения и определения своей системы» [18]. Направляется в расширении своей системы и в экономическом – недвижимость, финансы, и т.д., и в личностном социальном плане – статус, престиж, и т.д., и в плане нахождения и реализации своего смысла в жизни. Направлять свою деятельность, так, что бы получать за нее все, что для данного человека ценно.
Рациональная «невидимая рука» – это, как видно, система учета и оценки-вознаграждения. Для капиталиста – как оценивается и вознаграждается продукция предприятия на рынке, и у свободного рынка, как отмечал Адам Смит, «невидимая рука» более эффективна. Для работника – как учитывается, оценивается и вознаграждается его труд, и здесь как отмечал Адам Смит, «невидимая рука» более эффективна, если «вознаграждение за услугу точно соответствует самой услуге» [1]. И, конечно, если есть «невидимая рука» у руководящего состава, которая обеспечивает правильное целеполагание по всем подразделениям и сотрудникам – это «услуга» руководящего состава организации, которая также оценивается и вознаграждается. А также «невидимая рука» у вспомогательного персонала, обеспечивающая деятельность предприятия.
Регулирование рынка – прерогатива государства, и организация не может влиять на нее. А система целеполагания и оценки-вознаграждения персонала – прерогатива собственника (организации) и от того, как она будет построена, зависит и экономическая эффективность организации.
Эта рациональная «невидимая рука» эффективно работает только тогда, когда вознаграждение соответствует результату деятельности для работников, и при свободном рынке для капиталистов. Здесь все подчинено экономике бартера: «посредством договора, мены и покупки мы приобретаем друг от друга большую часть необходимых нам взаимных услуг» [1]. И после такого обмена никто никому ничего не должен, никто ни перед кем ничем не обязан.
Чем больше ожидаемое вознаграждение, тем более эффективно работает человек для того, чтобы получить ту высокую оценку, за которую полагается вознаграждение. Нет ожидаемого вознаграждения – нет интереса, а без интереса, как говорил Виссарион Белинский, нет и деятельности. При этом вознаграждение – это все, что ценно для человека [19].
Личным результатом человека является именно оценка и вознаграждение за нее, а не результат работы, которая ему поручена. И в этом очень серьезная проблема целеполагания – должен оцениваться именно результат деятельности, а не сама деятельность по каким-либо показателям. А поскольку деятельность оценить много проще, чем результат, то оценка деятельности и применяется и до настоящего времени, не смотря на ее низкую эффективность. Показатели конечно нужны, но показатели именно конечного результата, а не показатели процесса деятельности. И здесь присутствует вопрос конечного результата, если подходить строго, то конечный результат – это не продукция организации, а тот результат, который получает потребитель от приобретения данной продукции, и тот экономический эффект, который организация получает от потребителя [20].
В рациональной деятельности реализуется личностный смысл человека, его личный интерес и, поскольку это только его вознаграждение, то его смысл – получение высокой оценки и высокого вознаграждения при минимальных усилиях, а не результат порученной ему работы, которая не является в данном случае его смыслом. При этом экономический человек готов на неэтичные, а порой и преступные методы получения высокой оценки. При оценке по показателям деятельности это достаточно просто: покупка дипломов об образовании (оценка по показателю образования), выбивание признательных показаний в полиции (оценка по показателю раскрываемости преступлений), и т.д. При оценке по показателям конечного результата неэтичные поступки рационального человека также возможны – это приписки, скрытый брак, и т.д., но они выявляется достаточно просто.
Если деятельность человека при выполнение определенной работы достаточно долго высоко оценивается и постоянно вознаграждается, то применяемые им при этом принципы становятся нормами его поведения, и ему не надо каждый раз калькулировать свой результат – формируется соответствующая организационная культура, которая во многом и управляет деятельностью человека.
Рациональная «невидимая рука» может, для реализации крупных проектов, и объединять людей на договорной основе (например, кооперативы, акционерные общества), что собственно отмечал и Адам Смит, но это четкая рациональная сделка, в которой превалирует личный интерес. Если этот интерес не достигается – выход из кооператива, продажа акций.
Рациональная культура
Рациональная культура ориентирована на предвидимый личный результат (даже в коллективной деятельности). Она формируется, когда возникает вера в то, что применяемые им ранее нормы и принципы, дававшие ему высокий результат, и далее будут давать такие результаты и далее. При этом рациональная, основанная на предыдущем опыте, культура препятствует созданию нового и неизведанного, требующего нового подхода, не обещающего достоверного результата - большая часть нового не выживает, не оценивается, и не внедряется в нашу жизнь. Однако свободный человек может выйти за рамки этой культуры [21], но для этого от него потребуются большие жертвы и ему необходим соответствующий мощный стимул, материальный или социальный, компенсирующий риск, или если в создании этого нового человек найдет свой смысл.