Современная организация: мотивация, культура, власть. 3. Рациональная организационная культура
3. Рациональная организационная культура
Культура человека принимает те принципы и нормы, которые позволяют ему достигать свои личные цели. Принципы, которые не помогают ему в этом, человек не принимает как свои внутренние. Определяющим фактором культуры является система мотивации – оценки и вознаграждения. Человек анализирует, что ценится в организации и как вознаграждается, и соответственно формирует свои нормы и принципы деятельности. Система мотивации, действующая стабильно и достаточно длительное время формируют у членов организации соответствующую организационную культуру, изменить которую достаточно трудно.
Например, если в организации действует система мотивации 1, а пришел новый руководитель и стал вводить систему мотивации 6, то результатов коллектив увидит не скоро. Во-первых, при длительном воздействии мотивации 1 в организации останутся и соответствующие ей люди – инициативные просто уйдут. Во-вторых, человек не может быстро и по приказу сменить свою организационную культуру – внутренние принципы и нормы своей деятельности. Он сменит ее только тогда, когда убедится, что новые нормы и принципы дают ему больший личный эффект – будет непременное сопротивление проведению изменений, которое может закончиться или поражением нового руководителя – ему придется уйти, или его победой – наиболее злостным противникам придется уйти, а остальные, и вновь набранные, примут новую систему деятельности (увидев, что она обеспечивает лучшее достижение их личных целей).
Как можно поменять культуру организации – только показать ее членам, что новые нормы и принципы позволят им получать более высокие личные результаты, получить от них кредит доверия на определенный срок и за этот срок провести требуемые изменения и получить заданные результаты. Однако и это не гарантирует от противодействия, поскольку перестройка всегда требует от сотрудников и повышения компетенций, но не все на это способны.
Если смотреть глубже, деятельность человека имеет, по крайней мере, двойную нормативную ориентацию, она ориентирована на нормы эффективности (цели) и на социальные нормы (средства) [5], а «Равновесие между целями и средствами становится очень шатким по мере того, как все больше делается акцент на достижение наделенных престижем целей любыми средствами» [6]. При этом «Социальная среда стала рассматриваться как ряд правил морального долга. Но эти правила есть тоже не что иное, как эмпирические факты, значение которых заключается в их внутренней связи с действием в качестве средств контроля» [5]. Такими средствами контроля являются власть (формальный контроль) и культура (внутренний самоконтроль и неформальный контроль со стороны коллектива). В интеллектуальной деятельности формальный контроль очень затруднен, и на первое место выходит организационная культура. Но даже и в простой формализованной деятельности самоконтроль и эффективнее и дешевле формального контроля.
Культура человека – это осознанный отказ от норм эффективных, но противоречащих совместной жизни и деятельности людей, от тех норм, в которых личный эффект одного человека достигается за счет других людей, коллектива, а иногда и во вред им. Культура - это всегда самопожертвование. В первую очередь – это касается продления рода: «Большинство млекопитающих, действительно, ставят благополучие своих детенышей выше собственного личного выживания. Это может оказаться “саморазрушительным” для конкретного животного, но не для потомства и вида в целом. Встречаются примеры мазохизма, даже более достойные похвалы, когда люди рискуют своей жизнью, здоровьем и безопасностью ради социального блага, например, ради сохранения культурных ценностей. … Я хочу подчеркнуть, что термин “мазохизм”, используемый психоаналитиками, не означает любви к боли и страданию. Человек, ведущий себя мазохистически, терпит боль и страдает в сознательной или бессознательной надежде на некоторое последующее благо [7].
Человек отказывается от эффективных асоциальных средств, но используя менее эффективные в личном плане, но социальные средства, в коллективной деятельности добивается намного более высоких результатов. Собственно человек и стал человеком, достиг таких высот, только потому, что он осуществляет свою деятельность в коллективе. В коллективе со своими принципами и нормами, разделяемыми членами коллектива и являющимися их внутренними нормами, частью их личности, их сверх-Я [8].
Однако без поддержки власти культура деградирует: «Надо, по-моему, считаться с тем фактом, что у всех людей имеют место деструктивные, то есть антиобщественные и антикультурные, тенденции и что у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе» [8]. «Наиболее значительный аспект социальной среды - это система нормативных правил, подкрепленных санкциями, необходимость появления в отношениях между индивидами принудительной власти» [5]. «Чем сильнее культура, тем более она сможет обойтись без средств внешнего принуждения. Наше развитие идет в том направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, и особая психическая инстанция, человеческое сверх-Я, включает его в число своих заповедей» [8].