О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
10.06.2014

Социо-кибернетическая модель организации. 3 Принципы

3. Принципы построения модели

Любая современная организация – это целевая система – система, создаваемая для достижения поставленных целей «но имеющая специфику, вытекающую из отношений между людьми» [8]. Ведь в любой группе постоянно взаимодействующих людей возникает неформальная организация, возникают и внутренние цели группы, не связанные с поставленной внешней целью – внутренние экономические и социокультурные цели развития группы. И любая современная организация, любое ее подразделение, – это целевая система, имеющая как внешние цели (развитие общества), так и внутренние цели (развитие организации, группы). «Организация рассматривается как социальный организм (квазиприродный объект), телеологически, эволюционно и поэтапно развивающийся и функционирующий по своим законам, центральной проблемой которого, как и в биологических организмах, является его выживание» [9]. И, по Альфреду Адлеру, не только выживание, но и развитие, превосходство, власть [10]. А в зрелом возрасте – реализацию своего смысла, исполнение своей миссии в обществе, развитие самого общества [11].

Для того, что бы модель обеспечивала достижение поставленных перед ней целей, она должна соответствовать и социальным, и кибернетическим принципам:
  • Модель должна и учитывать внутрениие экономическме и социокультурные цели развития организации, подразделений, индивидов.
  • Модель должна отражать всю информационную систему с обратной связью, а не отдельные изолированные ее элементы [2].
  • Модель должна обладать свойством делимости – состоять из нескольких частей (компонентов), каждая из которых имеет свои цели и функции. При этом простое объединение (не в рамках системы) компонентов не будет по своим свойствам идентично всей системе [12].
  • Модель должна обладать свойством целостноси – обладать всей полнотой свойств и функций только как единое целое [12].
  • Модель должна обладать свойством связанность компонентов – все компоненты системы должны быть связаны между собой и влиять друг на друга своим нахождением в системе или выходом из нее. Вхождение компонентов в систему и их исключение из нее могут быть следствием взаимного влияния подсистем и (или) взаимодействия с внешней средой [12].
  • Модель должна обладать свойством эмерджентности – свойства системы должны проявляться только в результате взаимодействия ее компонентов. При этом части системы могут не иметь целевого назначения всей системы [12].
  • Модель должна обладать свойством гибкости – система должна адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней самой и во внешней среде [12].
  • Модель должна быть рекурсивной на базе приведенной модели структурного подразделения (для того, чтобы отражать организации с десятками и сотнями структурных подразделений).
  • Модель не соответствует «черному ящику», - при одних и тех-же входах она может иметь в разное время разные выходы.
Даже если мы составим модель в виде графо-аналитической модели организации, каждый элемент которой будет соответствовать модели на рисунке 2, такая модель не будет соответствовать ни отмеченным целям, ни принципам. В одиночку ни один из руководителей (ни одно из подразделений), даже самый авторитарный, без формального и неформального постоянного и непосредственного взаимодействия с вышестоящими руководителями, подчиненными и смежными подразделениями (которые не присутствуют в данной схеме) сделать ничего не может: ни принимать какие-либо решения, ни разработать стратегию, ни координировать деятельность со смежными подразделениями, ни формировать культуру. Л.Берталанфи определял организацию следующим образом. «Организация — это прежде всего отношения между взаимозависимыми частями системы, которые обеспечивают ее существование, т. е. организация есть целостная система» [13].

И модель, основанная на структурных подразделениях как элементарных ячейках организации, может решать только простейшие вопросы. 

Как отмечал Форестер, «Социологические модели должны отражать всю информационную систему с обратной связью, а не отдельные изолированные ее элементы» [2].

Таким образом, модель должна быть и социальной (отношения, культура), и рекурсивной кибернетической (информационные потоки, прямые и обратные связи) - социо-кибернетической.


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Социо-кибернетическая модель организации"

18.11.2014 15:05  Евгений П.

Можно ли на базе этой модели разработать математическую модель и проводить математическое моделирование?

18.11.2014 20:11  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Это, к сожалению, невозможно.
 
Данная модель относится к микроэкономике, которая в отличие от макроэкономики, которая имеет дело с величинами таких агрегированных показателей, как занятость и доход, а с их структурой. И в микроэкономике невозможно создать математическую модель принятия конкретных решений человеком (они могут зависеть даже от того, поругался ли он намедни с женой), невозможно создать математическую модель окружающей среды конкретного предприятия.


23.04.2021 10:40  Василиса

Какие модели облегчающие процессы управления применяются в организациях?

23.04.2021 12:06  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Существуют четыре модели организации предприятия с различающимися принципами управления: административная, экономическая, партнерская и попустительская.
Самые сложные процессы управления в экономической модели и она дает эффект только при простейших видах труда. Далее идет партнерская система базирующаяся на самоуправлении, однако процессы поддержки этого самоуправления требуют достаточных компетенций. Следующей идет административная система, в которой исполнение распоряжений и заданий руководства базируется на угрозе увольнения. Практически не имеет управления попустительская модель, в которой коллектив предоставлен «самому себе» и сам организует деятельность понимая, что если он не будет давать результатов, он будет распущен.
С точки зрения эффективности наиболее предпочтительной является партнерская модель, затем идет административная при уровне оплаты труда существенно выше среднерыночной (когда угроза увольнения наиболее действенна), далее попустительская, и при простейших видах труда (ее основатель Фредерик Тейлор применял ее при разгрузке вагонов), экономическая.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Социо-кибернетическая модель организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(164)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(195)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(225)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021