ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Этот путь повышения эффективности выявлен в ходе наших 18-летних консалтинговых услуг с параллельными теоретическими исследованиями. Полученные методики и инструменты приведены в нашем отчете: «Реальная сущность предприятия. Организация, развитие, выход из кризисов (Итоговый Гайд)»  PDF (188 с.) , показывающем не только наши реальные возможности повышения эффективности от 1,5 до 3-х и более раз. А при необходимости и вывод предприятия из стагнации с обеспечением прибыли от 10% до 30% выручки и более. Основные его положения приведены в «Итоговый Гайд: практические положения и методика»  PDF (12 с.) .
.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг Современный менеджмент
Мотивация и культура
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2025

Социо-кибернетическая модель организации. 3 Принципы

3. Принципы построения модели

Любая современная организация – это целевая система – система, создаваемая для достижения поставленных целей «но имеющая специфику, вытекающую из отношений между людьми» [8]. Ведь в любой группе постоянно взаимодействующих людей возникает неформальная организация, возникают и внутренние цели группы, не связанные с поставленной внешней целью – внутренние экономические и социокультурные цели развития группы. И любая современная организация, любое ее подразделение, – это целевая система, имеющая как внешние цели (развитие общества), так и внутренние цели (развитие организации, группы). «Организация рассматривается как социальный организм (квазиприродный объект), телеологически, эволюционно и поэтапно развивающийся и функционирующий по своим законам, центральной проблемой которого, как и в биологических организмах, является его выживание» [9]. И, по Альфреду Адлеру, не только выживание, но и развитие, превосходство, власть [10]. А в зрелом возрасте – реализацию своего смысла, исполнение своей миссии в обществе, развитие самого общества [11].

Для того, что бы модель обеспечивала достижение поставленных перед ней целей, она должна соответствовать и социальным, и кибернетическим принципам:
  • Модель должна и учитывать внутрениие экономическме и социокультурные цели развития организации, подразделений, индивидов.
  • Модель должна отражать всю информационную систему с обратной связью, а не отдельные изолированные ее элементы [2].
  • Модель должна обладать свойством делимости – состоять из нескольких частей (компонентов), каждая из которых имеет свои цели и функции. При этом простое объединение (не в рамках системы) компонентов не будет по своим свойствам идентично всей системе [12].
  • Модель должна обладать свойством целостноси – обладать всей полнотой свойств и функций только как единое целое [12].
  • Модель должна обладать свойством связанность компонентов – все компоненты системы должны быть связаны между собой и влиять друг на друга своим нахождением в системе или выходом из нее. Вхождение компонентов в систему и их исключение из нее могут быть следствием взаимного влияния подсистем и (или) взаимодействия с внешней средой [12].
  • Модель должна обладать свойством эмерджентности – свойства системы должны проявляться только в результате взаимодействия ее компонентов. При этом части системы могут не иметь целевого назначения всей системы [12].
  • Модель должна обладать свойством гибкости – система должна адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней самой и во внешней среде [12].
  • Модель должна быть рекурсивной на базе приведенной модели структурного подразделения (для того, чтобы отражать организации с десятками и сотнями структурных подразделений).
  • Модель не соответствует «черному ящику», - при одних и тех-же входах она может иметь в разное время разные выходы.
Даже если мы составим модель в виде графо-аналитической модели организации, каждый элемент которой будет соответствовать модели на рисунке 2, такая модель не будет соответствовать ни отмеченным целям, ни принципам. В одиночку ни один из руководителей (ни одно из подразделений), даже самый авторитарный, без формального и неформального постоянного и непосредственного взаимодействия с вышестоящими руководителями, подчиненными и смежными подразделениями (которые не присутствуют в данной схеме) сделать ничего не может: ни принимать какие-либо решения, ни разработать стратегию, ни координировать деятельность со смежными подразделениями, ни формировать культуру. Л.Берталанфи определял организацию следующим образом. «Организация — это прежде всего отношения между взаимозависимыми частями системы, которые обеспечивают ее существование, т. е. организация есть целостная система» [13].

И модель, основанная на структурных подразделениях как элементарных ячейках организации, может решать только простейшие вопросы. 

Как отмечал Форестер, «Социологические модели должны отражать всю информационную систему с обратной связью, а не отдельные изолированные ее элементы» [2].

Таким образом, модель должна быть и социальной (отношения, культура), и рекурсивной кибернетической (информационные потоки, прямые и обратные связи) - социо-кибернетической.


__________________
Версия для печати


:

Наши новые статьи

03.07.2024 Единая солидарная система регламентов ЕССР Деп. в ВИНИТИ РАН 08.07.2024, № 26-В2024, 37 с.
В настоящее время – время интеллектуального труда – его измерение невозможно. И системы мотивации не работают в принципе. Единственный путь повышения ... далее

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025