ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(87)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(32)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Социо-кибернетическая модель организации. 3 Принципы

3. Принципы построения модели

Любая современная организация – это целевая система – система, создаваемая для достижения поставленных целей «но имеющая специфику, вытекающую из отношений между людьми» [8]. Ведь в любой группе постоянно взаимодействующих людей возникает неформальная организация, возникают и внутренние цели группы, не связанные с поставленной внешней целью – внутренние экономические и социокультурные цели развития группы. И любая современная организация, любое ее подразделение, – это целевая система, имеющая как внешние цели (развитие общества), так и внутренние цели (развитие организации, группы). «Организация рассматривается как социальный организм (квазиприродный объект), телеологически, эволюционно и поэтапно развивающийся и функционирующий по своим законам, центральной проблемой которого, как и в биологических организмах, является его выживание» [9]. И, по Альфреду Адлеру, не только выживание, но и развитие, превосходство, власть [10]. А в зрелом возрасте – реализацию своего смысла, исполнение своей миссии в обществе, развитие самого общества [11].

Для того, что бы модель обеспечивала достижение поставленных перед ней целей, она должна соответствовать и социальным, и кибернетическим принципам:
  • Модель должна и учитывать внутрениие экономическме и социокультурные цели развития организации, подразделений, индивидов.
  • Модель должна отражать всю информационную систему с обратной связью, а не отдельные изолированные ее элементы [2].
  • Модель должна обладать свойством делимости – состоять из нескольких частей (компонентов), каждая из которых имеет свои цели и функции. При этом простое объединение (не в рамках системы) компонентов не будет по своим свойствам идентично всей системе [12].
  • Модель должна обладать свойством целостноси – обладать всей полнотой свойств и функций только как единое целое [12].
  • Модель должна обладать свойством связанность компонентов – все компоненты системы должны быть связаны между собой и влиять друг на друга своим нахождением в системе или выходом из нее. Вхождение компонентов в систему и их исключение из нее могут быть следствием взаимного влияния подсистем и (или) взаимодействия с внешней средой [12].
  • Модель должна обладать свойством эмерджентности – свойства системы должны проявляться только в результате взаимодействия ее компонентов. При этом части системы могут не иметь целевого назначения всей системы [12].
  • Модель должна обладать свойством гибкости – система должна адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней самой и во внешней среде [12].
  • Модель должна быть рекурсивной на базе приведенной модели структурного подразделения (для того, чтобы отражать организации с десятками и сотнями структурных подразделений).
  • Модель не соответствует «черному ящику», - при одних и тех-же входах она может иметь в разное время разные выходы.
Даже если мы составим модель в виде графо-аналитической модели организации, каждый элемент которой будет соответствовать модели на рисунке 2, такая модель не будет соответствовать ни отмеченным целям, ни принципам. В одиночку ни один из руководителей (ни одно из подразделений), даже самый авторитарный, без формального и неформального постоянного и непосредственного взаимодействия с вышестоящими руководителями, подчиненными и смежными подразделениями (которые не присутствуют в данной схеме) сделать ничего не может: ни принимать какие-либо решения, ни разработать стратегию, ни координировать деятельность со смежными подразделениями, ни формировать культуру. Л.Берталанфи определял организацию следующим образом. «Организация — это прежде всего отношения между взаимозависимыми частями системы, которые обеспечивают ее существование, т. е. организация есть целостная система» [13].

И модель, основанная на структурных подразделениях как элементарных ячейках организации, может решать только простейшие вопросы. 

Как отмечал Форестер, «Социологические модели должны отражать всю информационную систему с обратной связью, а не отдельные изолированные ее элементы» [2].

Таким образом, модель должна быть и социальной (отношения, культура), и рекурсивной кибернетической (информационные потоки, прямые и обратные связи) - социо-кибернетической.


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024