О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(51)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение
(126)Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития
(311)Гайд по организации и управлению предприятием

Социо-кибернетическая модель организации. 7. Возможности

Функционирование подобной модели в различных вариантах и условиях раскрыто в статьях [15, 16]. Модель может анализировать целеполагание, разработку и развитие стратегии (целей, политик, программ и планов) с ее фиксацией, начиная с самого верхнего уровня иерархии до самого нижнего, со встречным потоком замечаний и уточнений снизу вверх. Анализировать реализацию стратегии начиная с самого нижнего уровня с занесением фактических результатов в систему управленческого учета (доступную и всем верхним уровням), разработку и реализацию корректирующих и предупреждающих действий при обнаружении плановых результатов от фактических и отклонениях внутренней и внешней среды (рис.1). Анализировать модель при различных вариантах делегирования полномочий и децентразизации, моделировать различные виды оплаты труда и мотивации, анализировать формирование и направленность организационной культуры.

На этой модели четко видны два потока управления – нисходящий (субординация) и восходящий (реординация), проходящие через все уровни иерархии сверху донизу, на рисунке они изображены двунаправленными линиями (рис.2). На самом верхнем уровне, уровне собственника, у него чаще всего только один подчиненный – руководитель организации, но иногда собственнику подчиняются и другие (например, контрольно-ревизионные, учетные). Ну и отметим, что на верхнем уровне может быть и совет акционеров.

Можно отметить, что приведенная социо-кибернетическая модель не имеет отдельной управляющей системы и управляемой системы. Каждое структурное подразделение, каждый рядовой член организации, в одних условиях является управляющим, а в других управляемым. «Социо-кибернетический подход отмечает ограничения централизованного метода управления, заявляя, что больше не существует одной независимой структуры управления» [17]. В данной модели управлением занимается каждый руководитель и каждый сотрудник организации, каждый на своем месте.

Таким образом, данная модель функционирует как кибернетическая, обеспечивая управление по принципам прямой и обратной связи с разной глубиной их контуров, при серьезных отклонениях - вплоть до глубины на всю иерархию организации. И как социальная, обеспечивающая соответствие организации и среды, развитие и организации, и среды. Учитывает личностные характеристики своих членов, их неформальное взаимодействие. Данная модель также соответствует базовой эталонной модели открытой организационной структуры [14].
На самом нижнем уровне рядовые сотрудники, управляющие производственным оборудованием (которым может быть и станок с ЧПУ, и лопата, и карандаш с бумагой). На вход производственного оборудования подаются исходные материалы (в т.ч. и информация), на выходе мы получаем продукцию. Это уже кибернетическая модель с обратной связью по выпускаемой продукции. Данная модель оперирует не только информацией, а и другими материальными и нематериальными потоками, может моделировать реальную деятельность организации, а не только информационные потоки.

Кроме того, данная модель может быть основой корпоративной информационной системы, обеспечивающей решение вопросов целеполагания и стратегии, реализации стратегии, подготовки принятия управленческих решений. Для этого требуется всего несколько модулей одинаковых для всех уровней иерархии:
  • Целеполагания и стратегии.
  • Управленческого учета и выявления отклонений.
  • Внешней среды.
  • Внутренней среды (включающей и формальную организацию, и организационную культуру).
Предлагаемая социо-кибернетическая модель жизнеспособной организации достаточно проста, но отвечает основным требованиям к модели социальной организации имеющей специфику вытекающую из целей людей, отношений между людьми, в которой непременно возникают и внутренние цели не связанные с поставленной организации внешней целью. Это единая и неразрывная модель охваченная сетью прямых и обратных связей и по результату, и по внутренней и внешней среде, которая, в тоже время, позволяет моделировать и отдельные элементы системы.


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Социо-кибернетическая модель организации"

18.11.2014 15:05  Евгений П.

Можно ли на базе этой модели разработать математическую модель и проводить математическое моделирование?

18.11.2014 20:11  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Это, к сожалению, невозможно.
 
Данная модель относится к микроэкономике, которая в отличие от макроэкономики, которая имеет дело с величинами таких агрегированных показателей, как занятость и доход, а с их структурой. И в микроэкономике невозможно создать математическую модель принятия конкретных решений человеком (они могут зависеть даже от того, поругался ли он намедни с женой), невозможно создать математическую модель окружающей среды конкретного предприятия.


23.04.2021 10:40  Василиса

Какие модели облегчающие процессы управления применяются в организациях?

23.04.2021 12:06  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Существуют четыре модели организации предприятия с различающимися принципами управления: административная, экономическая, партнерская и попустительская.
Самые сложные процессы управления в экономической модели и она дает эффект только при простейших видах труда. Далее идет партнерская система базирующаяся на самоуправлении, однако процессы поддержки этого самоуправления требуют достаточных компетенций. Следующей идет административная система, в которой исполнение распоряжений и заданий руководства базируется на угрозе увольнения. Практически не имеет управления попустительская модель, в которой коллектив предоставлен «самому себе» и сам организует деятельность понимая, что если он не будет давать результатов, он будет распущен.
С точки зрения эффективности наиболее предпочтительной является партнерская модель, затем идет административная при уровне оплаты труда существенно выше среднерыночной (когда угроза увольнения наиболее действенна), далее попустительская, и при простейших видах труда (ее основатель Фредерик Тейлор применял ее при разгрузке вагонов), экономическая.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Социо-кибернетическая модель организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение Деп. ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022. 17 с.
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022