О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
09.03.2016

Организация предприятия и система организационно-правовых документов. Штатное расписание

2. Штатное расписание и структурное подразделение

Штатное расписание является локальным нормативным актом предприятия, в котором определяется перечень структурных подразделений (в определенной степени и их подчиненность), должностей, сведения о количестве штатных единиц, тарифных ставках (окладах) и др. Что же такое структурное подразделении законодательством не определено. Практически, с одной стороны, структурное подразделение – это часть предприятия – часть системы, подсистема предприятия, включающая все элементы этой выделенной части: руководителя структурного подразделения, всех подчиненных ему руководителей всех уровней иерархии, рядовых сотрудников. Это подсистема имеющая свои входы и выходы и преобразует входы в выходы.
С другой стороны, «С управленческой точки зрения под структурным подразделением организации понимается официально выделенный орган управления частью организации, отдельными направлениями ее деятельности, с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью» [2]. Здесь органом управления (который опять же не определен) может быть:
  • В авторитарной системе – в первую очередь руководитель подразделения. 
  • В демократической системе – коллектив подразделения.
Авторитарная система в современных коммерческих предприятиях в условиях динамичного рынка совершенно неэффективна. В демократической системе понятие коллектива может быть различно: от руководителя и нескольких его приближенных, до всего коллектива подразделения (всех его уровней иерархии, всех руководителей и рядовых сотрудников). В первом случае управление будет идти в основном в интересах руководителя и отмеченных приближенных, а не всего подразделения. В последнем – для решения каждого серьезного вопроса придется собирать общее собрание, но ничего стоящее оно, как известно, решить не сможет, ни голосованием, ни даже тем, «кто кого перекричит». 

Практика показывает, что наиболее эффективно работают группы, состоящие не более чем из семи человек, а для конференций, собраний, съездов, и т. п.), проекты решений опять же готовятся группами с ограниченной численностью участников [3]. Пригожин отмечал, что диапазон руководства (число непосредственно подчиненных) высшего и среднего звена должен составлять 7-11 человек, нижнего – до 30 рядовых подчиненных [4]. И оптимальный вариант структурного подразделения («официально выделенный орган управления частью организации») – это руководитель и все его непосредственно подчиненные руководители или сотрудники. На самом высшем уровне это руководитель предприятия и его помощники и руководители непосредственно подчиненных подразделений, на самом нижнем – руководитель и подчиненные рядовые сотрудники [5].
При таком определении вышестоящее подразделение и подчиненные нижестоящие подразделения всегда пересекаются (каждый руководитель входит и в свой «официально выделенный орган управления частью организации» как руководитель, и в вышестоящий орган как подчиненный). И такое определение обеспечивает единство и неделимость подразделения любого числа уровней иерархии, всего предприятия. 

На рис.1 изображено структурное подразделение 100, как подсистема предприятия оно включает руководителя, всех подчиненных руководителей нижних уровней иерархии, всех подчиненных рядовых исполнителей управляющих средствами производства. Однако как «официально выделенный орган управления частью организации» оно будет включать только руководителя этого структурного подразделения и руководителей непосредственно подчиненных структурных подразделений (рис. 2).

Рис. 1. Структурное подразделение 100 как система.
 
Рис. 2. Структурное подразделение 100 как «официально выделенный орган управления частью организации» а), условное обозначение б), взаимодействие в).

При этом все формальные информационные каналы связи всегда находятся в пределах одного структурного подразделения. Все же связи с вышестоящими подразделения осуществляются за счет того, что руководитель является частью вышестоящего подразделения. А с нижестоящими за счет того, что подчиненные руководители являются частью его подразделения.

На рис. 3 изображено подразделение самого нижнего уровня. Как видно из рис. 3, что в данном случае оно одновременно и «официально выделенный орган управления частью организации», и подсистема.

Рис. 3. Структурное подразделение самого нижнего уровня иерархии а), условное обозначение и взаимодействие б)
 
При таком построении структурных подразделений («официально выделенных органов управления частью организации») каждый руководитель, являясь подчиненным руководителем вышестоящего подразделения, получает от него, например, согласованный и утвержденный план своего подразделения и прочие указания, а как руководитель своего подразделения формирует своим подчиненным их планы (декомпозиция), согласовывает и утверждает их. И обратно, руководитель подразделения, получив отчеты о результатах своих подчиненных, совместно с ними готовит отчет своего подразделения (композиция) и, как подчиненный вышестоящего подразделения, передает его своему вышестоящему руководителю. 

Предприятие рассматривается как целостная неразрывная система с акцентом на взаимосвязях, взаимозависимостях и взаимодействии различных аспектов функционирования этой системы, трансформирующих элементы входа и выхода и использующих механизм обратной связи в целях саморегуляции [6]. Очевидно, что именно вопросы взаимосвязей, взаимозависимости и взаимодействия при трансформировании элементов входа и выхода и использование механизмов обратной связи в целях саморегуляции и должно быть содержанием организационно-правовой документации. Рассмотрим далее входы и выходы подразделения и результат подразделения.
1.Внутренние организационно-правовые документы и законодательство << СОДЕРЖАНИЕ  >> 3.Входы и выходы подразделения, результат подразделения

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация предприятия и система организационно-правовых документов"

27.10.2016 14:45  ВП

Разработке положений о подразделении должна предшествовать разработка бизнес-процессов?

27.10.2016 15:36  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

С одной стороны, в регламентах бизнес-процессов должы фигурировать подразделения-исполнители и границы этих подразделений и процедуры или документы на этих границах. С другой стороны, если структура предприятия уже задана, то разрабатываемые бизнес-процессы могут оказаться неоптимальными.

Лучший вариант – это когда организационная структура и бизнес-процессы разрабатываются совместно. Тогда и бизнес-процессы будут оптимальны, и в положениях о подразделениях можно будет четко указать входы и выходы подразделений, бизнес-процессы, в которых участвуют подразделения.

01.02.2017 13:45  Аня

К чему приводит отсутствие регламентов?

01.02.2017 19:25  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любой процесс может выполняться самыми различными способами и эти способы имеют и разную эффективность, и обеспечивают разное качество. Регламентируется самый эффективный из возможных проверенных способов. Именно для этого и нужны регламенты.

Если регламентов не будет, эффективность сразу упадет: будет применяться и неэффективные процессы, новые сотрудники вообще не будут знать как им действовать.

27.09.2019 10:15  Игорь

Взаимосвязь эффективности деятельности работников и должностных инструкций?

27.09.2019 10:46  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Взаимосвязь может существенно положительной, а может быть и отрицательной. Собственно это справедливо не только для должностных инструкций, но и всех других организационных документов.
Положительна она тогда, когда:
  • Организационные документы помогают работникам в их деятельности (облегчается работа, работник достигает более высоких результатов и большего вознаграждения, и т.д.).
  • Организационные документы поддерживаются актуальными – в них проводятся необходимые коррекции.
  • Осуществляется действенный контроль за соблюдением организационных документов в тех случаях, когда их положения необходимы, но не дают непосредственного личного результата для работника.
Если три эти пункта не выполняются, организационные документы могут принести только к ухудшению эффективности деятельности работников.

08.01.2021 18:00  Валерий

Основные принципы разработки регламентов

08.01.2021 21:42  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Вопрос не в разработке регламентов, а в том, чтобы регламенты реально исполнялись в повседневной практике, а не остались после разработки и утверждения пылиться на полках. Основной принцип заключается в том, что, «правила, предписывающие определённое поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф А. Институты и путь к современной экономике]. Второй принцип, который используется, но как правило без учета первого, заключается в том, что регламенты должны быть ориентированы на достижение целей предприятия.
Из этих двух принципов следует следующий вывод: регламенты обеспечивающие повышение эффективности предприятия, будут обеспечивать ее только тогда, когда они будут обеспечивать и цели персонала. Когда с введением регламентов и повышением эффективности, будет обеспечиваться и увеличение заработной платы. Или будут обеспечивать повышение эффективности без увеличения затрат труда, а с его уменьшением.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация предприятия и система организационно-правовых документов", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (159)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (577)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021