ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований 2006-2023 годов
(45)Интерес человека - основа эффективности предприятия май 2023
(407)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(225)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022

Эффективность организации – единство целей, стратегии и структуры 9.

9. Модель системы стратегического управления организацией

 
 
Формальная обобщенная модель системы стратегического управления организации, описанная в статьях «Модель системы стратегического управления» [11] и «Как построить эффективную организацию» [12], представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Обобщенная модель системы стратегического управления организации.

Основой системы управления является поставленная цель-задание и миссия организации (два верхних левых элемента модели рис.4). А весь левый столбец модели: Цель-Миссия, Видение, Стратегические цели, Программы и проекты – это и начальная разработка стратегии, и ее коррекция решающим элементом (руководитель, специальные стратегические подразделения) по цепи обратной связи – стратегическое управление.

Видение и программы-проекты определяют организационную структуру управления организации.
Решающий элемент осуществляет мониторинг:
  • Хода программ и проектов.
  • Внешней ситуации.
  • Внутренней ситуации.
  • Возникающих продуктовых идей.
  • Возникающих технологических идей.
Сравнивая прогнозы показателей с реальным ходом программ и проектов, а также все результаты мониторинга, принимается решение о коррекции от показателей (небольшие отклонения), и до цели и миссии организации при очень существенных отклонениях.

Решающий элемент, во-первых, должен определять серьезность отклонения результатов мониторинга (возможные последствия отклонения), и принимать два решения: первое решение – нужна ли вообще коррекция, второе, если коррекция нужна - то, какое должно быть решение. В случае отклонения деятельности от заданных показателей можно заранее задать допустимый диапазон, но отклонения внешней и внутренней среды непредсказуемы, и каждое должно рассматриваться индивидуально. Но схема, приведенная на рис.4, только самая обобщенная модель системы управления, она никак не отражает структуру организации, стратегию структурных подразделений.

Рекурсивная модель структурного элемента организации, имеющего и свои цели системы, представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Рекурсивная модель структурного элемента организации.
Приведенная модель, с незначительными вариациями, работает как на уровне системы в целом (организации), так и на всех уровнях иерархии и во всех типах организационных структур управления.

Модель имеет четыре информационных потока управления: субординация (1) и реординация (2) (линейное управление), функциональное управление (3) и координация (4). По степени обязательности исполнения линейное и функциональное управление являются директивными, координация - рекомендательными и ориентирующими. В принципе и по линейным связям могут быть потоки рекомендаций и ориентации, но, для упрощения, это не показано на схеме рис.5.

Директивные команды непосредственно задают изменение стратегии элемента системы, рекомендательные и ориентирующие – только если будет принято соответствующее решение Решающим элементом.
В структуре самого верхнего уровня иерархии (руководителя организации) Вход 1 и Выход 2 будут идти на собственников, акционеров, и т.д., а если руководитель является собственником, то Вход 1 и Выход 2 будут отсутствовать.

Структура самого нижнего уровня иерархии (конкретных работников) не будет иметь Выхода 1 и Входа 2, но она будет включать реализацию проектов-программ аналогично схеме рис.4.

Вышестоящие уровни управления могут задавать полностью или частично стратегию подчиненного элемента модели: цель, миссию, видение, стратегические цели, программы и проекты, а также и показатели подчиненных элементов (субординация). Элементы стратегии, которые директивно не задаются, делегируются этим элементам. В рамках этих полномочий элементы модели могут проводить самоуправление. Видение и программы-проекты структурного элемента определяют организационную структуру управления подчиненных элементов следующего уровня иерархии, на которые проводится декомпозиция стратегии.
В матричных организационных структурах у функциональных элементов Выход 3 будет идти по горизонтальным связям на и Входы 3 соответствующие линейных элементов, они будут частично задавать стратегию линейных элементов в рамках своих полномочий.

В линейно-функциональных организационных структурах у функциональных элементов Выход 4 будет идти по горизонтальным связям на и Входы 4 соответствующие линейных элементов, но они будут носить только рекомендательный характер.

В многомерных структурах линейные элементы будут иметь по нескольку Входов 3 или 4.
В линейной организационной структуре вся стратегия любого элемента задается вышестоящим элементом и его задача – осуществить декомпозицию полученной стратегии на подчиненные элементы нижестоящего уровня. Цепь обратной связи, при этом, вообще не должна функционировать, что, однако, в «человеческих» системах полностью реализовать невозможно.

Выход 1 и Вход 2 модели на рисунке 2 выходят за контур модели, однако, это условно, только для того, чтобы лучше понимать организационную структуру развернутой модели. Фактически же Выход 1 и Вход 2 модели идут на свои внутренние элементы, имеющие точно такую же рекурсивную модель.

Решающий элемент сравнивает достигнутые результаты с заданными показателями, а также соответствие целей заданий целям системы, при обнаружении отклонений принимает решение о проведении коррекции действующей стратегии по цепи обратной связи, которая имеет как контуры оперативного управления по показателям и программам-проектам, так и несколько контуров стратегического управления, что требует кибернетика [13].

Разработка стратегии и структуры в данной модели ведется одновременно, но пошагово, начиная с уровня организации, на котором разрабатывается стратегия организации и структура верхнего уровня иерархии, а также осуществляется декомпозиция стратегии организации на принятые структурные подразделения подчиненного уровня. И так, последовательно, до уровня конкретных работников.

Так складывается полная иерархическая структура системы стратегического управления для любой организационной структуры управления. Приведенная модель имеет цепь обратной связи по целям системы, что обеспечивает «выживаемость» системы, и, в соответствии с этим, она соответствует теореме Стаффорда Бира о рекурсивных системах: «Если жизнеспособная система содержит в себе жизнеспособную систему, тогда их организационные структуры должны быть рекурсивны» [5].

В построенной по приведенной методике организационной структуре существует важный момент, который отмечался еще Файолем, и стал главенствующим в концепции Гьюлика и Урвика, который четко требует «соответствия людей структу­ре». Строить организа­цию под людей — самый неперспективный путь, по­лагает Урвик [14]. К сожалению, именно принцип соответствия людей структу­ре чаще всего нарушают на практике, Такая технология называется «пристраивать нужных людей». Рациональный метод построения организации требует как раз иной логики: сначала разрабатывается стратегия и структура, обеспечивающие цели организации, в которой нет лишних подразделений или уровней управления, а потом уже решаются вопросы о подготовке или поиске соответствующих людей.
 

__________________
Версия для печати



Последние новости

26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"
18.01.2022
Договор с компанией "Геометрика" на повышение эффективности деятельности
05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"


Наши новые статьи

05.05.2023 Современное предприятие: организация или самоорганизация? Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 2
Статья посвящена созданию организации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность. Проблеме, актуальной более ста лет, но не разрешенной и до ... далее

20.02.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

10.01.2023 Комплексное (всестороннее) совершенствование организации деятельности предприятия
Наши консалтинговые услуги обеспечивают самую совершенную организацию деятельности предприятия Заказчика. Это организация, базирующаяся создаваемой в ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru




© ООО «КОРПСИС», 2006-2023