Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 


Система стратегического управления Государственные унитарные предприятия

Девяностые годы прошлого века охарактеризовались резким падением эффективности (если не сказать более жестко) государственных предприятий. В 1996 г. был принят Гражданский кодекс РФ устанавливающий недостающую законодательную базу. Статья 113 ГК РФ определяет Унитарное предприятие:

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Однако ГК РФ ничего не говорит о том, какой должна быть система управления предприятием, какими должны быть показатели эффективности деятельности предприятий, какой должна быть стратегия предприятий. Он только различает две формы унитарных предприятий:

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения
Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

При хозяйственном ведении унитарное предприятие может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами.
При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Важный вклад в развитие предприятий государственного сектора внесло Постановление правительства РФ от 10 апреля 2002 года № 228 и изменениями от 23 марта 2006 и 20 июня 2011 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», основные положения которого заключаются в следующем:

В целях повышения эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что федеральными органами исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, либо в отношении которых приняты в установленном порядке решения о ликвидации, утверждаются стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет (далее - стратегии развития предприятий).
Стратегии развития предприятий основываются на утвержденных в установленном порядке программах и решениях, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Стратегия развития предприятия утверждается федеральным органом исполнительной власти в устанавливаемом им порядке с привлечением (при необходимости) представителей иных федеральных органов исполнительной власти.
Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия основывается на утвержденной в установленном порядке стратегии развития предприятия...

5. Установить, что показатели экономической эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий ежегодно утверждаются федеральными органами исполнительной власти в составе программ их деятельности.

Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия включает следующие разделы:
  • Развитие (обновление) материально-технической базы
  • Проведение научно-исследовательских работ и информационное обеспечение
  • Повышение квалификации кадров
В следующих сферах:
  • Снабженческо-сбытовая сфера
  • Производственная сфера
  • Финансово-инвестиционная сфера
  • Социальная сфера
Таким образом, 2002 год ознаменовал, фактически, переход федеральных унитарных предприятий к системе стратегического управления. И мы уже ощущаем некоторые результаты, еще далекие, однако, от тех которые хотелось бы видеть.
 
 
 
 
__________________
Версия для печати


:

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025