О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
01.01.2012

Система стратегического управления Государственные унитарные предприятия

Девяностые годы прошлого века охарактеризовались резким падением эффективности (если не сказать более жестко) государственных предприятий. В 1996 г. был принят Гражданский кодекс РФ устанавливающий недостающую законодательную базу. Статья 113 ГК РФ определяет Унитарное предприятие:

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Однако ГК РФ ничего не говорит о том, какой должна быть система управления предприятием, какими должны быть показатели эффективности деятельности предприятий, какой должна быть стратегия предприятий. Он только различает две формы унитарных предприятий:

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения
Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

При хозяйственном ведении унитарное предприятие может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами.
При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Важный вклад в развитие предприятий государственного сектора внесло Постановление правительства РФ от 10 апреля 2002 года № 228 и изменениями от 23 марта 2006 и 20 июня 2011 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», основные положения которого заключаются в следующем:

В целях повышения эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что федеральными органами исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, либо в отношении которых приняты в установленном порядке решения о ликвидации, утверждаются стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет (далее - стратегии развития предприятий).
Стратегии развития предприятий основываются на утвержденных в установленном порядке программах и решениях, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Стратегия развития предприятия утверждается федеральным органом исполнительной власти в устанавливаемом им порядке с привлечением (при необходимости) представителей иных федеральных органов исполнительной власти.
Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия основывается на утвержденной в установленном порядке стратегии развития предприятия...

5. Установить, что показатели экономической эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий ежегодно утверждаются федеральными органами исполнительной власти в составе программ их деятельности.

Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия включает следующие разделы:
  • Развитие (обновление) материально-технической базы
  • Проведение научно-исследовательских работ и информационное обеспечение
  • Повышение квалификации кадров
В следующих сферах:
  • Снабженческо-сбытовая сфера
  • Производственная сфера
  • Финансово-инвестиционная сфера
  • Социальная сфера
Таким образом, 2002 год ознаменовал, фактически, переход федеральных унитарных предприятий к системе стратегического управления. И мы уже ощущаем некоторые результаты, еще далекие, однако, от тех которые хотелось бы видеть.
 
 
 
 

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Система стратегического управления Государственные унитарные предприятия"

29.06.2013 19:12  Борис К.

Цитата:
И мы уже ощущаем некоторые результаты, еще далекие, однако, от тех которые хотелось бы видеть.
Например?

29.06.2013 21:44  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Тот грандиозный развал государственных предприятий, который мы видели в 90-х годах прошлого века все таки прекратился, и мы уже начали ощущать некоторые позитивные сдвиги, например, в выпуске оборонной продукции.

27.01.2015 19:51  Иван

Какое предприятие эффективнее:
  • Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.
  • Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.


28.01.2015 10:31  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Все зависит от конкретной ситуации, в первую очередь от того, кто руководит предприятием, и от того, кто конкретно представляет собственника.

При хозяйственном ведении все в руках руководителя, поэтому предприятие работает более динамично, ни и условий для злоупотреблений больше.

При оперативном управлении предприятие менее динамично, требуется согласование по всем основным вопросам, но меньше условий для злоупотреблений, хотя они все равно есть.

21.02.2018 20:00  Стас

Недостатки системы управления государственными предприятиями

22.02.2018 9:45  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Недостатки системы управления государственными предприятиями примерно те же, что и предприятий, находящихся в частной собственности.
Основная же проблема государственных предприятий том, что ими управляет не собственник, который кровно заинтересован в развитии предприятия, а целая иерархия чиновников со своими личными интересами. Как отмечал Макс Вебер, собственник – это единственная инстанция, не требующая над собой управления. Соответственно оппортунистская деятельность в государственных предприятиях – коррупция, развита намного больше.
В частном предприятии систему управления создает собственник исходя из интересов развития своего предприятия. Какая система управления будет создана в государственном предприятии, зависит от чиновников, и она полностью зависит от чиновников. Она может быть и в интересах предприятия, а может быть и в интересах чиновников. Это зависит от институциональной среды государства.
Если посмотреть на институциональную среду нашего государства, то, по отношению к 90-ым, она сделала огромный шаг вперед, но еще далека от своих потенциальных возможностей. И, учитывая то, что в определенных вопросах, например, экологии, и собственник также требует над собой руководства от государства, потенциал государственных предприятий, не ниже, чем частных.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Система стратегического управления Государственные унитарные предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Четыре системы управления предприятием и повышение их эффективности
Скачать статью (38)                 Читать статью
Концептуальные основы механизма предприятия и его эффективности
Скачать статью (105)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов
Скачать статью (147)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.10.2021 Формирование требуемого института предприятия, культуры
Формирование требуемого института предприятия, культуры — это единственная, действительно важная проблема руководителя. Если она разрешена, других проблем у ... далее

17.10.2021 Анализ, оптимизация и управление бизнес-процессами
Основная проблема при анализе, оптимизации и управлении бизнес-процессами заключается не в том, чтобы разработать наиболее эффективную для предприятия систему ... далее

17.10.2021 Комплексное повышение эффективности действующего предприятия
Повышение эффективности — это всегда комплексный вопрос, и решить его можно только комплексно и опираясь на сложившуюся культуру предприятия ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021