О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
02.01.2012

Система стратегического управления Государственные унитарные предприятия Эффективность

 Эффективность предприятий государственного и частного сектора
 
В статье «Эффективное государственное управление» на примере Европейского Союза было отмечено, что государственный сектор имеет эффективность выше частного (в редких случаях). Какие же причины могут приводить к различной эффективности предприятий государственного и частного сектора?

В принципе, различие этих предприятий только в форме собственности, частной или государственной. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником (государством - прим. авт.) либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (ГК РФ Статья 113 п.5.). Органом же частного предприятия руководитель является руководитель, который назначается частным собственником, или таковым является сам же собственник.

На систему управления федеральных унитарных предприятий с 2002 года накладывается требование разработки и утверждения Стратегии развития предприятий и показателей эффективности деятельности предприятий, фактически, переход к системе стратегического управления. И это далеко не случайно.

Назначение руководителя предполагает, что всю полноту ответственности за подчиненного отныне берет на себя вышестоящее должностное лицо. Причем, ответственность не следует путать с властью.

Руководители должны неукоснительно придерживаться «принципа соответствия». Этот принцип гласит, что на всех уровнях управления власть и ответственность должны совпадать и быть равными. Если власть велика, а ответственности никакой, то это дорога к произволу, а если на менеджера возлагают слишком большую ответственность, но не дают ему никакой власти, его действия окажутся безрезультатными. Поэтому ответственность лиц, наделенных значительной властью, является абсолютной только в известных границах, обозначенных статусом и полномочиями данной должности. И в рамках своих полномочий руководитель несет всю полноту личной ответственности за действия подчиненных ему людей [Кравченко История менеджмента].

Но ответственности не может быть самой по себе (не может существовать и ответственности за «выполнение функций»), может быть только ответственность за достижение заданных результатов и показателей. Именно это и следует из Постановления правительства РФ от 10 апреля 2002 года № 228 и «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», которое вводит утверждение стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет, и ежегодное утверждение показателей экономической эффективности их деятельности.

Эффективность любого предприятия определяется, помимо всех частных вопросов, тем, насколько личные цели стратегии руководителя предприятия, всех его управляющих и работников были бы гармонизированы с целями и стратегией самого предприятия. С тем насколько цели и идеалы всех работников и управляющих соответствуют целям и идеалам предприятия. С тем, насколько система стратегического управления предприятием пронизывает все уровни иерархии предприятия и поддерживается этими уровнями.

«Если бы мы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все они действовали в одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные. Но поскольку на деле все они тянут в разные стороны, равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной» [Гаррингтон Эмерсон, 1911 г.].

Исходя из этого, основной вопрос любого эффективного предприятия это установка общественно важной цели и идеалов, которые поддержали бы все работники предприятия, разработка стратегии достижения поставленной цели, создание иерархической системы стратегического управления предприятия, поддерживаемой всеми управляющими и работниками.

В частных предприятиях основой является прибыль. Но собственники уже давно поняли, что прибыль не может быть самоцелью бизнеса. Цель - удовлетворение потребности потребителей – общественно полезная цель, только потребители могут принести прибыль предприятию. Но все равно, фактор прибыли виден всем работникам частного предприятия: «Если узкий круг руководителей предприятия пытается обеспечить себе привилегии или преимущества, явно не связанные с основным интересом предприятия и не способствующие достижению цели, ради которой оно основано (общественно полезной цели – прим. авт.), — эти люди сами ослабляют свою власть и подчиненные это чувствуют. Такое руководство неизбежно обанкротится, так как проигнорировало «общий интерес» — главное оправдание права командовать другими [Линдэлл Урвик].

Этот тезис полностью относится ко всем частным предприятиям и к тем государственным, в которых руководящая верхушка «пытается обеспечить себе привилегии или преимущества, явно не связанные с основным интересом предприятия и не способствующие достижению цели, ради которой оно основано». И он показывает, что государственные предприятия, целью которых в принципе не является обогащение отдельных частных лиц, могут показывать большую эффективность, чем частный бизнес, но для этого требуется приведенное выше условие.

Как может быть выполнено это условие. Только полной открытостью цели и системы стратегического управления, когда все работники видят, что все действия «верхушки» подчинены общей общественно полезной цели, а их личный получаемый результат (также полностью открытый), соответствует их вкладу в общее дело.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Система стратегического управления Государственные унитарные предприятия Эффективность"

29.06.2013 19:17  Борис К.

В чем отличие подхода который применяется именно в вашей компании к частным и государственным (некоммерческим организациям)?


29.06.2013 21:44  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Наш подход един и для частных, и для государственных предприятий. Если вкратце, то это формаизация целей предприятия с формированием четкого предвидения конечного результата деятельности (в динамике). И создание системы стратегического управления (на всех уровнях иерархии предприятия), нацеленной на достижение поставленной цели. Более детально можно посмотреть в наших статьях.

Но если коммерческие предприятия проявляют интерес к нашей методологии, и мы ведем с ними такие работы, получаем практические результаты, то от государственных предприятий и организаций не поступало ни одного вопроса.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Система стратегического управления Государственные унитарные предприятия Эффективность", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Скачиваний 375                                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

23.03.2021 Разработка регламентов предприятия
Организационная документация и регламенты предприятия. Разработка регламентов предприятия ... далее

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, No 2 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021