О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(174)Гайд по организации и управлению предприятием

Основные условия эффективности предприятия Окончание

16.09.2010
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
Журнал "Креативная экономика"*, 
Сентябрь 2010 г. 
  

4. Организационная структура

Реализация миссии и видения, стратегических планов предприятия, может требовать совместных усилий десятков, сотен, тысяч и многих тысяч людей. Сплоченный же коллектив, как известно из психологии, не может содержать более 5-7, максимум 10 человек. Чем больше людей, тем сложнее им общаться друг с другом и достигать согласия по ключевым вопросам. Поэтому большие группы людей неизбежно дробятся на малые. С другой стороны, известно, что один человек может эффективно управлять не более чем примерно пятью-семью подчиненными на верхних уровнях управления, и не более чем 30 подчиненными на нижнем уровне. В последнем случае руководителю необходимо создать неформальную иерархию своего коллектива и в своей работе опираться на нее.
Иерархия коллектива и иерархия структурных подразделений предприятия –организационная структура предприятия - это за редкими исключениями одна и та же иерархия.

Каплан и Нортон (Сбалансированная система показателей [2]) показали путь от миссии предприятия, к его стратегии, а далее, декомпозицию стратегии и показателей эффективности предприятия на организационную структуру предприятия, но какую структуру? Вопрос авторами не рассматривается.

Что мы имеем изначально - наши отправные точки: миссия предприятия и человеческие ресурсы предприятия. Из миссии мы получаем стратегию и показатели эффективности предприятия [2]. Но из миссии мы можем также определить и бизнес-процессы предприятия (верхнего уровня) и основные функции предприятия. Все же остальное: организационная структура, бизнес-процессы нижних уровней и функции структурных подразделений, …, это уже их декомпозиция, которую и нужно провести. Провести совместно и так, что бы получить эффективное предприятие, имеющее эффективную организационную структуру с согласованной миссией и стратегией структурных подразделений, показателями эффективности, с руководителями, коллективами, с бизнес-процессами, функциями, и т.д.

Провести именно совместную декомпозицию, только так можно достичь максимальной эффективности. Иначе границы структурных подразделений могут не совпадать с границами бизнес-процессов, некоторые структурные подразделения могут оказаться без миссии и стратегических целей, без показателей эффективности, или они будут несогласованны с миссией, стратегическими целями и показателями эффективности предприятия. А часть стратегических целей может просто пропасть. И т.д.

Ну и далее, как упоминали и Друкер, и Каплан и Нортон, миссия и стратегия, показатели эффективности структурного подразделения должны быть доведены не только до руководителя структурного подразделения, но и до каждого работника (дальнейшая декомпозиция).

В результате при реализации п.п. 1-3 мы будем иметь на верхнем уровне сплоченный коллектив руководителя предприятия и управляющих верхнего уровня с взаимоувязанными миссией, видением, стратегическими целями, показателями, функциями и бизнес-процессами своих подразделений (коллективов). Каждый из управляющих создает подчиненный коллектив, с взаимоувязанной миссией, видением и взаимоувязанными стратегическими целями и показателями, бизнес-процессами и т.д., вниз по иерархии, до каждого конкретного работника.

5. Система управления

Управляющие принимают жизненно-важные для предприятия решения. Но их нужно претворять в жизнь. Необходима система управления предприятием, система, формализованная и документированная, система, которая бы четко координировала всю деятельность предприятия, всех его структурных подразделений всех уровней, всех его работников, от руководителя предприятия и до уборщицы.

Система должна обеспечивать оперативное планирование текущих показателей эффективности деятельности предприятия и структурных подразделений, мониторинг и анализ результатов деятельности, давать управляющим всех уровней полную информацию для принятия управляющих решений, обеспечивать их неуклонное выполнение.

При этом система должна «понимать», что в процессе работы по совершенно независимым от предприятия причинам изменяются и внутренние, и внешние условия. План, который был оптимален на момент его принятия, может со временем стать неоптимальным. Поэтому управляющие решения должны не только касаться корректировки текущей деятельности, но и, при необходимости, корректировать и сами установленные показатели, корректировать и сам стратегический курс предприятия.

Ну и надо четко понимать, что ни одна формальная система (субординация) не может учесть всей многогранности и инвариантности деятельности предприятия, это только скелет системы управления. Необходима и координация - неформальная система взаимоотношений, без которой невозможна слаженная работа предприятия, без нее она может просто превратиться в «работу по правилам». Именно эффективная неформальная координация отличает коллектив от простой группы работников. Правильное сочетание субординации и координации –задача эффективного управляющего.

Итак, можно выделить четыре основных условия, определяющие эффективное предприятие:
1. Миссия предприятия, сформулированная:
  • как цель существования предприятия в обществе;
  • как ориентация предприятия на потребителя, на удовлетворение его потребностей и ожиданий;
  • как основная идея, объединяющая и сплачивающая коллектив предприятия.
  • как отправная точка видения, стратегических целей и показателей эффективности деятельности предприятия, а также бизнес-процессов и функций предприятия.
2. Система стратегического управления предприятием обеспечивающая постановку и достижение стратегических целей, исполнения предприятием своей миссии.
3. Иерархически организованный слаженный и сплоченный коллектив управляющих и инноваторов, иерархия которого (организационная структура предприятия) определяется как совместная декомпозиция миссии и видения, стратегических целей и показателей, планов, персонала, функций и бизнес-процессов предприятия. Декомпозиция, в результате которой каждое подразделение, каждый коллектив, каждый работник через свои персональные установки направляется к исполнению общей миссии предприятия.
4. Формализованная и документированная система оперативного управления предприятием, поддерживаемая системой неформальных отношений (координацией) и обеспечивающая оперативную деятельность предприятия в соответствии с избранной стратегией, которая необходима для практического исполнения предприятием своей миссии.


Используемая литература
1. Drucker, Peter F., "The Practice of Management", 1954.
2. "The Balanced Scorecard: Measures That Drive Performance" in Harvard Business Review by Robert S. Kaplan and David P. Norton, January 1992
 
 
*Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Росии.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия"Стр. <<   1 2

26.10.2015 18:07  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Условия эффективности линейной структуры управления следующие:
  • Диапазон руководства более 8-9 (плоская структура).
  • Неформальные горизонтальные связи координации.
  • Все, что необходимо для поддержки такого диапазона управления и координации:
    • Корпоративная организационная культура.
    • Автоматизированные системы управления с подсистемами поддержки принятия решений (СППР).
    • Профессиональность руководства, руководитель – признанный лидер.


11.11.2016 14:31  Лера

Как зависит экономическая эффективность от мотивации?

11.11.2016 16:56  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Экономическая эффективность зависит от мотивации самым жестким образом. Вопрос не простой, если кратко, то:
При отсутствии мотивации (не оговорено наличие и размер оплаты) будет ли кто в вашей компании работать? Нет, не будет!
Если же компания оценивает деятельность человека и оплачивает ее в соответствии с этой оценкой, то его труд зависит от отношения обещанного вознаграждения и трудозатрат, и чем выше это отношение, тем усерднее он будет трудиться. Понятно, конечно, что вознаграждение не может превышать тот экономический результат компании, который привносит этот человек. Соответственно самая лучшая мотивация - это получение человеком определенного процента от его вклада в результат компании, тогда все будут в выигрыше. Но данная система мотивации довольно сложна, хотя и реализуема.

02.03.2020 9:46  Виталий

Какие качества управленцев наиболее влияют на экономический эффект предприятия?

02.03.2020 11:22  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

В первую очередь – это умение работать с подчиненными, поскольку непосредственный экономический эффект предприятию дают именно подчиненные – рядовые сотрудники на своих рабочих местах. Есть даже руководители, не обладающие высокими производственными компетенциями, но которые успешно делегируют свои полномочия подчиненным, ставят им высокие цели и мотивируют их достижение. Тем не менее, самые эффективные руководители обладают как высокими личностными, так и высокими производственными компетенциями.

21.01.2021 19:57  Елизавета

Как называется инструмент позволяющий трансформировать миссию и стратегию организации в исчерпывающий набор показателей эффективности, которые служат основой для системы стратегического управления и контроля?

21.01.2021 23:03  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Извините, Елизавета, такого инструмента нет и никогда не будет.
  • Во-первых, исчерпывающего набора показателей не существует и существовать не может, тем более набора 10-20 показателей - реального практически возможного их числа.
  • Во-вторых, нет и не будет инструмента, переводящего миссию и стратегию в набор показателей.
    В третьих, стратегическое управление и контроль строятся в основном на политиках и программах деятельности, а не на показателях.
  • В четвертых, уже неоднократно показано, что системы показателей вообще ни на что не годятся.


17.10.2021 18:38  Галина

Как провести декомпозицию миссии на составляющие её цели?

17.10.2021 20:19  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

В менеджменте миссия - это предназначение, смысл существования предприятия. Соответственно если мы сформулируем миссию своего предприятия, то и увидим цели, которые необходимо достичь предприятию для исполнения своей миссии.

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022