О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
03.09.2014

Понятие стратегии. Классика и современность

Сообщество менеджеров E-xecutive
Александр Жемчугов,
Михаил Жемчугов

Введение
 
В настоящее время трудно найти предприятие, которое бы не заявляло что имеет свою стратегию и ведет стратегическое управление. Однако сам термин «стратегия» все понимают по-своему. Приведем только несколько из многих десятков современных определений. Стратегия – это:
  • согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность фирмы … (Лопатников);
  • совокупность взаимосвязанных решений, определяющих приоритетные направления … (Клейнер);
  • конкретизация пути развития предприятия исходя из … (Явненко);
  • набор неких гипотез о причинах и следствиях (Каплан и Нортон).

Эти определения показывают, что поставленная цель для стратегии не важна, что у нас все предприятия, какое ни возьми, имеют стратегию... Но, почему-то, их эффективность в 3-4 раза ниже, чем у развитых стран.

Не меньше вопросов и с такими понятиями как «тактика», «политики».

А в целом и с тем как вести эффективное управление предприятием.

Определение стратегии

При этом первое полное всестороннее и исчерпывающее определение военной стратегии дал Карл фон Клаузевиц в своем трактате «О войне» еще 1834 г. А первое определение стратегии в менеджменте сформулировал Альфред Чандлер: «Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей». А Джеймс Куинн так охарактеризовал составляющие стратегии: «Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики».

Однако далее каждый ищет свое собственное («под себя») определение стратегии, при этом опуская цели предприятия.

Рассмотрим наше понятие стратегии.
 

Исходя из положений основоположников и военной стратегии, и стратегии в менеджменте, можно заключить, что в менеджменте: 
  1. Стратегия исходит из поставленной внешней цели, принятых политик, и направлена на ее достижение (Чандлер, Куинн).
  2. Стратегия предприятия является частью стратегии собственника (Клаузевиц), соответственно стратегии подразделений являются частью стратегии предприятия.
  3. Стратегия ставит ряд взаимоувязанных внутренних целей подчиненных поставленной внешней цели (Клаузевиц, Куинн).
  4. Внутренние цели и программы их достижения определяются принятыми политиками (принципами, нормами, и .д.) ограничивающими и направляющими поле деятельности.
  5. Программы деятельности взаимоувязываются и обеспечиваются требуемыми ресурсами (Клаузевиц, Чандлер, Куинн).

Исходя из изложенного можно дать следующее определение стратегии.

Стратегия – это система принятых политик, взаимоувязанных внутренних целей и программ деятельности, обеспеченных соответствующими ресурсами, по достижению поставленной внешней цели.

Это определение более конкретное, но под него попадают лишь единицы наших компаний – только те, перед которыми поставлена четкая цель, ведь без цели не может быть и стратегии ее достижения. А цель, которую в основном ставят наши компании - это увеличить, повысить, и т.п., без всякой конкретики. При этом повысить на 20% - это одна стратегия, повысить на 100% - совершенно другая, повысить на сколько можно – стратегия и не определена. Так, если перед войной поставлена четкая цель захватить страну противника, то из этой цели формируется взаимоувязанный план всей кампании. А если поставить цель просто захватить у противника побольше, то мы выбираем цели, которые попроще захватить - и однозначно проиграем войну, нас очень быстро разобьют. Но примерно так в большинстве наших компаний и разрабатывается стратегия (в понимании определений, данных в начале статьи), и эффективность наших компаний в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах.
 

Составляющие стратегии с учетом собственника будет иметь следующий вид:
  1. Политики собственника, включая миссию предприятия.
  2. Социально-экономическая цель предприятия поставленная собственником. 
  3. Политики определения внутренних целей.
  4. Видение и внутренние цели по реализации видения, достижения цели предприятия. 
  5. Политики деятельности.
  6. Планы и проекты деятельности, не выходящие за рамки политик.

Политики

Политики являются составной частью стратегии и являются принятыми принципами, нормами, положениями, правилами, ограничивающими и направляющими поле деятельности. Практически политики предопределяют каждое принимаемое решение, они ограничивают необозримое поле альтернативных решений до приемлемой области, что собственно и позволяет принимать решение уже из конечного числа альтернатив.



При этом сейчас вместо термина «политики» (принципы, правила) часто используется термин «стратегия» (путь достижения поставленной цели): финансовая стратегия, рыночная стратегия, и т.д., но это, если они не ставят конкретных программ деятельности по достижению поставленной цели, - политики.
 
______________________
 
Данная статья написана много лет назад. За эти годы мы провели целый ряд проектов и теоретических исследований в направлении стратегии предприятия и стратегического управления. Последние из них отражены в статьях «Стратегия развития предприятия» - журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №12, 2016, «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации» - журнал Менеджмент сегодня» №3, 2017, «Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте» и «Целеполагание - основа современного менеджмента» - журнал Менеджмент Сегодня» №1 и №2, 2018.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Понятие стратегии. Классика и современность"

Стр. <<   1 2

19.03.2018 5:43  Оля

как сформировать цель? какие методы (способы) нужно знать для это?

19.03.2018 11:20  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

А.Э. Петросян в своем труде «Природа организационных целей (концептуальный портрет в историческом интерьере)» в 2015 году отметил, что «приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик». Мы занимаемся этим вопросом более 10 лет и буквально в последние год-два разрешили эту проблему.

Если очень коротко, то цель – это только предвидимый конечный результат деятельности предприятия. И любое предприятие имеет два конечных результата: социально-экономические результаты (прибыль, выработка, рыночная стоимость предприятия, бренд, и т.д.) и, основное, само созданное предприятие (его институциональная и технологическая среда, которая и определяет его социально-экономические результаты).

Главная цель – это видение такого предприятия, которое будет обеспечивать максимальные, при задаваемых ограничениях и внешней среде, социально-экономические результаты. Практически необходимо, на базе видения, сформировать необходимую и достаточную систему ключевых положений предприятия, определяющую отношения в предприятии, его формальную и неформальную организацию, соответственно, всю его деятельность, достигаемые результаты. Причем такую, при которой эти результаты будут максимальны.

Если более подробно, напишите на наш адрес info@corpsys.ru.

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Понятие стратегии. Классика и современность", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

Главная цель в развитии фирмы?


11.06.2019 12:37   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Развитие организации – превращение проблем в возможности

Фирма должна развиваться в таком направлении, чтобы она могла максимально использовать свой потенциал: ставить максимально достижимые в существующей и предвидимой ситуации цели, обеспечивать достижение максимальных целей при изменении ситуации.



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru



    © 2006—2019 CopSys.ru