О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(80)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(57)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(204)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Понятие стратегии. Классика и современность

Сообщество менеджеров E-xecutive
Александр Жемчугов,
Михаил Жемчугов

Введение
 
В настоящее время трудно найти предприятие, которое бы не заявляло что имеет свою стратегию и ведет стратегическое управление. Однако сам термин «стратегия» все понимают по-своему. Приведем только несколько из многих десятков современных определений. Стратегия – это:
  • согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность фирмы … (Лопатников);
  • совокупность взаимосвязанных решений, определяющих приоритетные направления … (Клейнер);
  • конкретизация пути развития предприятия исходя из … (Явненко);
  • набор неких гипотез о причинах и следствиях (Каплан и Нортон).

Эти определения показывают, что поставленная цель для стратегии не важна, что у нас все предприятия, какое ни возьми, имеют стратегию... Но, почему-то, их эффективность в 3-4 раза ниже, чем у развитых стран.

Не меньше вопросов и с такими понятиями как «тактика», «политики».

А в целом и с тем как вести эффективное управление предприятием.

Определение стратегии

При этом первое полное всестороннее и исчерпывающее определение военной стратегии дал Карл фон Клаузевиц в своем трактате «О войне» еще 1834 г. А первое определение стратегии в менеджменте сформулировал Альфред Чандлер: «Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей». А Джеймс Куинн так охарактеризовал составляющие стратегии: «Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики».

Однако далее каждый ищет свое собственное («под себя») определение стратегии, при этом опуская цели предприятия.

Рассмотрим наше понятие стратегии.
 

Исходя из положений основоположников и военной стратегии, и стратегии в менеджменте, можно заключить, что в менеджменте: 
  1. Стратегия исходит из поставленной внешней цели, принятых политик, и направлена на ее достижение (Чандлер, Куинн).
  2. Стратегия предприятия является частью стратегии собственника (Клаузевиц), соответственно стратегии подразделений являются частью стратегии предприятия.
  3. Стратегия ставит ряд взаимоувязанных внутренних целей подчиненных поставленной внешней цели (Клаузевиц, Куинн).
  4. Внутренние цели и программы их достижения определяются принятыми политиками (принципами, нормами, и .д.) ограничивающими и направляющими поле деятельности.
  5. Программы деятельности взаимоувязываются и обеспечиваются требуемыми ресурсами (Клаузевиц, Чандлер, Куинн).

Исходя из изложенного можно дать следующее определение стратегии.

Стратегия – это система принятых политик, взаимоувязанных внутренних целей и программ деятельности, обеспеченных соответствующими ресурсами, по достижению поставленной внешней цели.

Это определение более конкретное, но под него попадают лишь единицы наших компаний – только те, перед которыми поставлена четкая цель, ведь без цели не может быть и стратегии ее достижения. А цель, которую в основном ставят наши компании - это увеличить, повысить, и т.п., без всякой конкретики. При этом повысить на 20% - это одна стратегия, повысить на 100% - совершенно другая, повысить на сколько можно – стратегия и не определена. Так, если перед войной поставлена четкая цель захватить страну противника, то из этой цели формируется взаимоувязанный план всей кампании. А если поставить цель просто захватить у противника побольше, то мы выбираем цели, которые попроще захватить - и однозначно проиграем войну, нас очень быстро разобьют. Но примерно так в большинстве наших компаний и разрабатывается стратегия (в понимании определений, данных в начале статьи), и эффективность наших компаний в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах.
 

Составляющие стратегии с учетом собственника будет иметь следующий вид:
  1. Политики собственника, включая миссию предприятия.
  2. Социально-экономическая цель предприятия поставленная собственником. 
  3. Политики определения внутренних целей.
  4. Видение и внутренние цели по реализации видения, достижения цели предприятия. 
  5. Политики деятельности.
  6. Планы и проекты деятельности, не выходящие за рамки политик.

Политики

Политики являются составной частью стратегии и являются принятыми принципами, нормами, положениями, правилами, ограничивающими и направляющими поле деятельности. Практически политики предопределяют каждое принимаемое решение, они ограничивают необозримое поле альтернативных решений до приемлемой области, что собственно и позволяет принимать решение уже из конечного числа альтернатив.



При этом сейчас вместо термина «политики» (принципы, правила) часто используется термин «стратегия» (путь достижения поставленной цели): финансовая стратегия, рыночная стратегия, и т.д., но это, если они не ставят конкретных программ деятельности по достижению поставленной цели, - политики.
 
______________________
 
Данная статья написана много лет назад. За эти годы мы провели целый ряд проектов и теоретических исследований в направлении стратегии предприятия и стратегического управления. Последние из них отражены в статьях «Стратегия развития предприятия» - журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №12, 2016, «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации» - журнал Менеджмент сегодня» №3, 2017, «Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте» и «Целеполагание - основа современного менеджмента» - журнал Менеджмент Сегодня» №1 и №2, 2018.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Понятие стратегии. Классика и современность"Стр. <<   1 2

19.03.2018 5:43  Оля

как сформировать цель? какие методы (способы) нужно знать для это?

19.03.2018 11:20  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

А.Э. Петросян в своем труде «Природа организационных целей (концептуальный портрет в историческом интерьере)» в 2015 году отметил, что «приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик». Мы занимаемся этим вопросом более 10 лет и буквально в последние год-два разрешили эту проблему.

Если очень коротко, то цель – это только предвидимый конечный результат деятельности предприятия. И любое предприятие имеет два конечных результата: социально-экономические результаты (прибыль, выработка, рыночная стоимость предприятия, бренд, и т.д.) и, основное, само созданное предприятие (его институциональная и технологическая среда, которая и определяет его социально-экономические результаты).

Главная цель – это видение такого предприятия, которое будет обеспечивать максимальные, при задаваемых ограничениях и внешней среде, социально-экономические результаты. Практически необходимо, на базе видения, сформировать необходимую и достаточную систему ключевых положений предприятия, определяющую отношения в предприятии, его формальную и неформальную организацию, соответственно, всю его деятельность, достигаемые результаты. Причем такую, при которой эти результаты будут максимальны.

Если более подробно, напишите на наш адрес info@corpsys.ru.

28.12.2020 22:24  Надежда

Основные факторы определяющие эффективность стратегического менеджмента?

29.12.2020 11:13  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Стратегия предприятия создается для достижения цели, поставленной перед предприятием. Соответственно эффективность стратегического менеджмента определяется по тому, достигнута ли после реализации стратегии поставленная цель предприятия, насколько она достигнута.

29.09.2021 9:54  Сэм

Часто ли компании используют стратегическое управление?

29.09.2021 12:09  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

На этот вопрос хорошо ответил И. Ансофф:
Цитата:
«Несмотря на то что технология стратегического планирования существует уже почти двадцать лет, в настоящее время большинство фирм отдает предпочтение менее хлопотному и менее сложному долгосрочному экстраполятивному планированию» [Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 1999, с. 66].
Имеется и вторая причина ограниченного применения стратегического управления в нашей стране - это неопределенность и непредсказуемость наших законов. А без этого предвидение ситуации на стратегических горизонтах просто невозможно. Мы не встречали компаний, планирующих свою деятельность более чем на год.

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Понятие стратегии. Классика и современность", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши новые статьи

08.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

07.11.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение Деп. ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022. 17 с.
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022