Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
  Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия,
обеспечивающие максимальную эффективность его деятельности и прибыльность
 
 
 

Стратегии и политики

Очень часто в различных статьях можно увидеть термины «кадровая стратегия» и «кадровая политика», «финансовая стратегия» и «финансовая политика», «ценовая стратегия» и «ценовая политика» и другие. И нам часто задают вопросы что такое «стратегия» в менеджменте и, особенно, что такое «политика» в менеджменте.

Ответ на этот вопрос дал в 1980 году Джеймс Куинн, в нем он определил и стратегию и политику: «Стратегия - это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий оппонентов. Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [Куинн Дж. Б. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001, - 688 с.].

Таким образом, политики – это правила, нормы и принципы деятельности направляющие или ограничивающие поле деятельности. А стратегия – это программа достижения поставленной цели. И политики являются составной частью стратегии.

Отметим, что политики ограничивают и направляют не только разрабатываемые программы достижения поставленных целей, но и сами устанавливаемые цели.

Основная политика предприятия – это его миссия. С социальной точки зрения это предназначение предприятия в обществе, смысл его существования в обществе. С рациональной – это его рыночная ниша, и цели и программы деятельности предприятия ограничиваются в первую очередь этой рыночной нишей.

Политики имеются в любой нашей деятельности, будь то постановка цели, подбор кадров, финансирование работ, выбор поставщиков, и т.д. При любом нашем управленческом решении мы используем, сознательно или подсознательно, различные политики, которые могут быть формальными, имеющими силу приказа, неформальными, нарушение которых влечет только порицание со стороны руководства или коллектива, и личные. При этом возможны и конфликты политик, например, личные политики могут идти вразрез с формальными.

Исходя из сказанного термины «кадровая стратегия», «финансовая стратегия», «ценовая стратегия», и другие аналогичные в большинстве своем некорректны. Они будут корректны только тогда, кога «кадровая стратегия» будет определять программу деятельности предприятия в области кадров – конкретные программы с предвидимым результатом – достижение заданной цели в области кадров предприятия. «Ценовая стратегия» только тогда будет стратегией, когда будут поставлены цели в области ценообразования и разработаны соответствующие программы с предвидимым результатом.
 
Таким образом, если мы разрабатываем программу деятельности по достижению поставленной цели с предвидимым результатом, то мы разрабатываем «стратегию». Если же мы разрабатываем или провозглашаем какие-либо нормы и принципы, то мы разрабатываем «политики».

__________________
Версия для печати


:

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025