ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований 2006-2022 годов
(300)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(175)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(361)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Стратегический и системный подход в менеджменте

Стратегический менеджмент, системный менеджмент, ситуационный менеджмент, инновационный менеджмент, поведенческий менеджмент, и т.д, и т.п. Такие и подобные термины все чаще и чаще встречаются в литературе по менеджменту. Но главное не в названии, очень часто деятельность авторов «направляется не одними лишь целями познания, но и борьбой за собственное положение в научной среде» (Бурдьё П. Социология политики. 1993). Это очень четко относится, например, к так называемым «ситуационному менеджменту» и «инновационному менеджменту»: ведь адаптацию (активную и пассивную) к изменению внешних и внутренних условий обеспечивает и системное управление, и стратегическое управление, и эта адаптация в конкурентной среде любом случае невозможна без инноваций. Аналогично и ко многим другим «новым» терминам, к моде на новое красивое словечко.

В науке управления есть только два фундаментальных подхода – это стратегический, которому насчитывается несколько тысячелетий и теория которого сформулирована Карл фон Клаузевицем почти два века назад (Клаузевиц К. О войне.) «Стратегия есть использование отдельных кампаний для целей войны. Стратегия составляет план войны и связывает с поставленной конечной целью (войны) ряд тех взаимоувязанных между собой действий, которые должны привести к ее достижению; иначе говоря, она намечает проекты отдельных кампаний и дает в них установку отдельным боям». В менеджменте стратегия де-факто начала развиваться с 20-х годов прошлого века, а была де-юро сформулирована в 1962 году Альфредом Чандлером: «Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» (Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises.).

Второе направление связано уже с современным научным понятием «системы», которое сформировалось только в середине прошлого века, но также исходит корнями в древность.

СИСТЕМА (греч. systema - составленное из частей, соединенное) - категория, обозначающая объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами С. превышает энергию их связей с элементами других С, и задающая онтологическое ядро системного подхода. Формы объективации этой категории в разных вариантах подхода различны и определяются используемыми теоретико-методологическими представлениями и средствами. Характеризуя С. как таковую в самом общем плане, традиционно говорят о единстве и целостности взаимосвязанных между собой элементов. Семантическое поле такого понятия С. включает термины "связь", "элемент", "целое", "единство", а также "структура" - схема связей между элементами. Исторически, термин С. возникает в античности и включается в контекст философских поисков общих принципов организации мышления и знания. Для понимания генезиса понятия С. принципиален момент включения мифологических представлений о Космосе, Мировом порядке, Едином и т.п. в контекст собственно философско-методологических рассуждений. Например, сформулированный в античности тезис о том, что целое больше суммы его частей, имел уже не только мистический смысл, но и фиксировал проблему организации мышления. Пифагорейцы и элеаты решали проблему не только объяснения и понимания мира, но и онтологического обоснования используемых ими рациональных процедур (сведения одних знаний к другим, использования схематических изображений - чертежей, введения элементов доказательств и др.). Число и Бытие - начала, не столько объясняющие и описывающие мир, сколько выражающие точку зрения становящегося рационального мышления и требование мыслить единство многого. Платон выражает это требование уже в явном виде: "Существующее единое есть одновременно и единое и многое, и целое и части...". Только единство многого, т.е. С, может быть, согласно Платону, предметом познания... (Новейший философский словарь, 1998 г.).

СИСТЕМА (от греч. составленное из частей, соединенное) – общенаучное понятие, обозначающее особое видение вещей как совокупности элементов, объединенных закономерными устойчивыми связями (структурой) и характеризующихся целесообразностью функционирования в качестве подсистем. Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее определенную целостность, единство на основе каких-либо интегративных (системообразующих) свойств, которые обеспечивают её целостность – условие относительно обособленного функционирования и, в некоторых случаях, развития системы. В онтологическом смысле понятие системы выражает упорядоченность и целостность бытия, в гносеологическом — выражает целостность, полноту, выводимость знания. Представление любого объекта как системы осуществляется по следующим основным принципам: 1) целостности (несводимость к сумме свойств ее элементов); 2) структурности (описание сети связей и отношений между ее элементами); 3) взаимозависимость от среды; 4) иерархичности; 5) построение множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы. Выделяют следующие типы систем: а) материальные (неорганическая природа и живые системы) и абстрактные (научные системы, понятия, теории, гипотезы); б) статичные (с течением времени не меняются) и динамичные (изменяются во времени); в) по характеру взаимодействия системы и внешней среды разделяют закрытые, или замкнутые (Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.).

Отметим, что данные определения не является ни единственным, ни общепризнанным (мы взяли одно философское и одно научно-техническое), они, как и многие другие, определяет основные положения «системы».

Система не сводится к сумме ее частей, система больше чем сумма ее частей. При системном подходе эффект предприятия больше чем суммарный эффект его структурных подразделений. При этом все подразделения предприятия также рассматриваются как системы, и их суммарный эффект также больше, чем суммарный эффект их подчиненных подразделений. Суммарный эффект подразделений нижнего уровня иерархии также больше, чем суммарный эффект их сотрудников.

Любое предприятие – это развивающаяся система с функцией управления. Менеджмент – это управление предприятием–системой, – это по определению системный менеджмент. Прилагательное «системный» здесь означает только то, что при этом мы рассматриваем предприятие как систему, только то, что мы понимаем и осознаем, что предприятие является системой, и не более.

Любое управление, это управление по достижению поставленной цели, а понятие цели (осознанной цели) предполагает ее достижимость имеющимися средствами, т.е. любое управление по достижению осознанной цели – это стратегическое управление. Слово «стратегическое» означает здесь только то, что мы осознали нашу цель, нашли методы и средства ее достижения, и можем приступать к ее достижению (понимая при этом, что ситуация меняется со временем и могут потребоваться коррекции). Не являются стратегическими только действия по достижению таких, например, «целей», как «максимальная прибыль» (нет конкретизации – не может быть и привязки к методам и средствам), как «повышение прибыль в 10 раз» (без анализа ресурсов и возможностей – это просто «маниловщина»), и т.д.

МЕНЕДЖМЕНТ - совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании (Б.Райзберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный экономический словарь).

Отсюда, менеджмент - управление предприятием – это всегда системный менеджмент. Говоря «системный менеджмент» мы только подчеркиваем, что рассматриваем предприятие как развивающуюся систему, имеющую цель своего развития и стратегию этого развития, определяющую структуру предприятия. Причем эта стратегия, как и структура, не статична, а изменяется в зависимости от изменения внешних и внутренних условий, учитывает конкурентное окружение, делает ставку на инновации.

Иными словами «системный менеджмент» – это системный стратегический ситуационный инновационный (и т.д.) менеджмент.

«Стратегический менеджмент» - это стратегический ситуационный инновационный (и т.д.) менеджмент. Он только явно не учитывает того факта, что предприятие является системой, имеет иерархическую структуру, однако, имеется и понятие «иерархии стратегии», которое однако, явно не определено.

Что касается других «менеджментов», то без первоочередного учета предприятия как системы, и стратеги развития, они существовать не могут! Возможно, поэтому и появляются изречения типа: «Стратегическое планирование как функция инновационного менеджмента», и другие подобные.

20.07.2012


__________________
Версия для печати



Последние новости

26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"
05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"


Наши новые статьи

20.02.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru




© ООО «КОРПСИС», 2006-2023